Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями. Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка. В нашем д/с для решения коррекционных задач используются различные приёмы. Кроме традиционных физ.занятий, утренней гимнастики, подвижных игр на улице, физ.минуток, во время занятий тифлопедагога включаются: • Упражнения для развития у детей двигательных и функциональных возможностей; • Игры для совершенствования ориентирования в макро- пространстве, • Игры и упражнения для координации движений и равновесия;
• Танцевально - ритмические композиции в большей степени способствуют развитию у детей ритмичности и удержание заданного темпа движений и подвижности мыслительного процесса с опорой на слуховой анализатор. • Часть каждого занятия тифлопедагога отдается работе по развитию мелкой моторике и тактильной чувствительности. Что касается развития общей моторики детей, то в нашем детском саду имеются все условия для обеспечения оптимального уровня двигательной активности детей на занятиях. Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И.М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми ощущениями лежат в основе ориентировки в пространстве (действенным помощником выступают игры, подобные «Твистеру». Развитие навыков пространственной ориентации включает в себя: - ориентировку на себе; - ориентировку в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения); - определение направления (повороты, перемещения); - ориентировку с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов; - ориентировку в пространстве по различным ориентирам (примером того может служить игра на занятии по ориентировки в пространстве «Улитка». Как отмечалось ранее, развитие мелкой моторики также входит в раздел физического воспитания, как и развитие общей моторики, поэтому мы сочли необходимым затронуть и эти вопросы. Между зрением и осязанием, как известно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Способность по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями затруднено и в результате малой двигательной активности, мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения. При обследовании путем осязания нужно обязательно обговаривать последовательность движения рук, использовать ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризовать качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). Для закрепления навыков осязательного восприятия можно поиграть в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Найди такое же» (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной» (круглой, квадратной и т.п.) формы. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности (лепка, аппликация, рисование, конструирование из бумаги, ниткопись, работа с проволокой, прищепками, пуговицами, шнурками, мозаикой, трафаретами и т.д.) Чтобы работа по развитию мелкой моторики не была слишком монотонной и обременительной для зрительного анализатора (особенно в старших группах), целесообразно делить её на две части, перемежая их музыкальной паузой. В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения. Это актуально: во-первых, у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения); во-вторых, повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений. Двигательная активность способствует развитию зрительного восприятия при решении таких коррекционных задач: • Развитие прослеживающих функций глаза (проследи путь и повтори его); • Развитие глубинного зрения; • Развитие предметности восприятия (повтори позу по схеме, контуру и силуэту); • Развитие зрительного внимания, поиску, идентификации в пространстве, например: игра («Найди клад»); • Учить детей зрительным способам выделять и оценивать пространственное положение предметов «Метание в цель»; • Зрительно оценивать пространственные отношения между предметами; положение одного относительно других. При организации двигательной активности детей с нарушением зрения всегда следует помнить о рекомендациях врача-офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений. Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы. В результате систематической работы в этом направлении у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, мускулатура, активизируются зрительные функции.
|