Ильина Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №43» города Озёрска Челябинской области Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида направлена на формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество сверстников. Задачами оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, являются: · определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности; · воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни; · формирование физической и социальной готовности к обучению в школе; · коррекция недостатков физических и личностных качеств детей с нарушениями зрения. Решение этих задач требует учёта специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка. В связи с этим социально‑ значимым и актуальным является совершенствование коррекционно-педагогической и лечебно‑востановительной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. Специфика физического воспитания в таких дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) обусловлена особенностями развития детей с нарушениями зрения. Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушениями зрения навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия.
Для правильной организации физического воспитания детей с нарушениями зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития. Чтобы эффективно организовать и целенаправленно провести коррекционно-педагогическую работу, педагог должен хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций у каждого ребёнка, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных рекомендации специалистов. Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов движений и упражнений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра и общего психического развития ребёнка. Чтобы дифференцированно подходить к выполнению упражнений необходимо сделать отличительные значки, для удобства деления детей на группы во время выполнения основных видов движений. Необходимыми условиями коррекционно-педагогической работы средствами физической культуры являются разработка специального оборудования для коррекции нарушенных двигательных функций, введение пропедевтических курсов в процессе овладения сложными видами движений, проведение специальной коррекционной гимнастики. Специальное оборудование, приспособления необходимо располагать в залах, где проводятся занятия по физической культуре, пропедевтическая подготовка детей к овладению основными движениями, занятия по индивидуальной коррекции, а также упражнения на тренажерах. Физкультурное оборудование для основных движений и ОРУ (гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки, гимнастические доски, скамейки и др.) должно иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 3 до 5 мм. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа и контроля. С помощью таких пособий дети ориентируются при выполнении ОРУ, выполняя действие в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, находят место для прыжков, определяют расстояние до объекта. Такие обозначения помогают детям координировать действия рук и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направления при движении и своё положение в пространстве, делая при этом зрительный анализ своих действий и товарища. Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам. Разные виды дорожек выполнены из разного материала. На них различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп), что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, сохранять при этом правильную осанку и положение головы. Целесообразно в залах и помещениях для занятий устанавливать зеркальные стенки размером 1500 * 3000 м. Это приспособление дает возможность осуществлять зрительный анализ за собственными движениями, соотносить свои действия с пространством. Ещё большие сложности дети испытывают при ходьбе по ограниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения при ходьбе, они все-таки опираются на зрительную ориентацию и предпочитают использовать помощь взрослого (поддержка рукой, ведение ребенка по скамейке). Необходимо также помнить, что постоянный зрительный контроль быстро утомляет детей, необходимо использовать осязание и слух. Показ упражнений должен быть четким, дети не видят, могут неправильно воспринять показ (лучший глаз заклеен!). При ходьбе и беге дети часто наклоняют голову, поэтому на физкультурных занятиях целесообразно использовать различные ориентиры для осязания слуха. Например, при ходьбе по ограниченной плоскости—дорожки из разного материала (чувствуют ногами); звуковые сигналы, которые позволяют понять направление ходьбы. В тренировке зрительно-моторных реакций используются различные упражнения (ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых используются различные разметки на полу). Восприятия ребенком яркое оборудование влияет на качество выполнения упражнений, а, следовательно, на желание ребенка заниматься. Если на этапе обучения ребенку предоставить наилучший вариант видимости (яркости, контрастности, освещенности), он быстрее изучит то или иное простое движение и затем сможет успешнее усвоить более сложные. Чем лучше видимость, тем точнее дети выполняют свои движения, тем быстрее идет освоение того или иного навыка. Для проведения пропедевтических занятий на ориентировку в пространстве применяются специальные схемы-рисунки. На рисунках изображены дети, выполняющие действия в различных направлениях. Целесообразно в процессе формирования двигательных навыков использовать графические рисунки, изображающие различные позы человека при движении, стоянии и др. В работе с дошкольниками по физическому воспитанию необходимо широко использовать специальные тренажеры и нестандартное оборудование. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, могут использоваться следующие тренажеры: — ролик гимнастический для укрепления мышц спины, брюшного пресса, рук; — массажеры «Трамплин», «Радуга» для повышения кожно-мышечного тонуса, улучшения кровообращения; — коврик массажный, плетеная дорожка, применяются для профилактики плоскостопия. Все упражнения проводятся при обязательном контроле взрослого в целях повышения двигательной активности детей в соответствии с их зрительными возможностями. Осуществление коррекционно-педагогической работы во взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физического развития детей и преодолению нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладению программой по физической культуре и обеспечивает своевременную подготовку ребёнка к школе. От правильной организации физического воспитания детей с нарушениями зрения зависит их эмоциональное и физическое состояние здоровья. Литература: 1. Коррекционно - воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста/сост.: А.В. Лазаренко. Т. П. Свиридюк. - Киев, 1984 г. 2. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/Т.И. Нагаева. – Ростов-Н/Д: Феникс, 2008 г. 3. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении/сост.: Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. – М.: Просвещение, 1978 г.
|