Прогулка – наиболее благоприятное время в режиме дня детей, когда создаются условия для их развития в разных видах деятельности. При организации прогулок с детьми с нарушением зрения необходимо обращать внимание на специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа, в том числе и специалистами (учителями-дефектологами (тифлопедагогами) и логопедами) направленная на обогащение предметных представлением, развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы (зрение, слух, осязание, обоняние), развитие речи. Прогулка включает в себя наблюдения и экскурсии, детское экспериментирование, сюжетно-ролевые и подвижные игры, а также индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу с участием специалистов. Коррекционная работа при организации наблюдений и экскурсий может быть представлена в виде выполнения заданий: найти одинаковые объекты в окружающей природе;
найти различия в растениях, животных, окружающих предметах; дидактические игры на классификацию (цвет, форма, величина); проследи за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.) рассмотри при помощи увеличительных приборов цветки и др. части растений, насекомых, птиц (задания должны сопровождаться переключением взгляда на удаленные объекты – небо, деревья, другие удаленные предметы). Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов. 1. Развиваем слух: – учить определять происхождение звука или шума; – определять причину возникновения звука: – что происходит со звуком при его передаче на расстояние, причины его ослабления и усиления. 2. Развиваем обоняние: – определять по запаху различные живые и неживые объекты: – сравнивать качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.). 3. Развиваем осязание: – определять температуру (горячий – холодный); – определять качество поверхности (сухой – мокрый, твердый – мягкий и др.); – определять размер (длинный – короткий, тонкий – толстый и т. д.). Основным методом коррекционной работы при организации труда в природе с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу, а на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям. В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия. Коррекционная работа при организации сюжетно-ролевых игр включает следующие виды: наблюдения за деятельностью взрослых; проигрывание ролевых ситуаций; объединение знакомых ситуаций в единый сюжет; преодоление вербализма и обогащение чувственного опыта (предварительно проводятся специально организованные экскурсии и наблюдения); слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни; отображение собственного опыта в игре; использование предметов-заместителей; преодоление недостатков развития личности. Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения: Ортоптический период – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно. Ходьба по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога; задания по отношению к своему телу; ходьба и бег змейкой, между предметами; перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель (с учетом зрительного диагноза). Диплоптический период – выработка стереоскопического видения. Бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера; нахождение своего круга, дерева, домика и т.д. – развитие поисковой функции глаза; бросание и ловля мячей разных размеров – развитие силы броска, быстроты реакции. игры: кольцеброс, рыболов, упражнения с воздушными шарами, бильярд, бадминтон, кегли, серсо, городки. Стереоптический период – восприятие в трехмерном пространстве. Игры: кольцебросы; “Шарик на удочке опусти в цилиндр”; “Надень кольцо на стержень”; “Поймай рыбку”; серсо, кегли, бадминтон.
Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа
с целью развития прослеживающей функции глаза организуются наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок; с целью выработки резерва аккомодации : игра “Далеко-близко”, «Высоко-низко»; с целью развития восприятия цвета и формы : рассматриваем плоды и семена, листья, снежинки; выделяем цвета одежды, определяем размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.; с целью формирования пространственной ориентировки проводим игры “Что где?”, “Прятки”, “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону; с целью развития осязания и мелкой моторики : игры с песком, камушками, собираем семян и плодов, рисуем мелками на асфальте, палочками на песке и снегу, лепим снежки; с целью коррекции речи: упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.
|