Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интеграция ребенка со зрительным и речевым нарушением в общеобразовательную группу ДОУ (из опыта работы)
Нарушение зрения у детей
Автор: Расторгуева Светлана Степановна   
06.01.2014 00:15

Интеграция ребенка со зрительным и речевым нарушением в общеобразовательную группу ДОУ (из опыта работы)Расторгуева С.С. Старший воспитатель ЦРР – д/с «Туллукчаана» С. Ытык –Кюель, Таттинского улуса Республики Саха -Якутия
В последнее десятилетие с изменением экологической ситуации в мире из года в год на свет появляются дети  с различными патологиями и врожденными нарушениями здоровья. Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных групп стала еще актуальней с введением ФГТ.
Самыми распространенными  нарушениями сейчас стали различные виды нарушения зрения и речевые нарушения.
Зрение – это самое важное в жизни человека. Все мы с самого рождения познаем мир  на 90% при помощи зрительного анализатора [3].    С рождения и в течении большей половины нашей жизни наше зрение должно развиваться, но под воздействием разных факторов  мы не сохраняя, ухудшаем наше зрение
У нас  в сельской местности, где нет специализированных детских садов, и даже групп для детей с нарушением зрения, детям с ограниченными возможностями по зрению, остается только возможность на равнее с здоровыми детьми посещать общеобразовательные группы. Сейчас  каждый ребенок с ОВЗ должен быть охвачен любым дошкольным образовательным учреждением, в проживаемой местности. Самое главное, что обучение и воспитание детей с нарушениями должно нести в себе слова «не навреди». Мы должны интегрировав, детей с нарушениями зрения  в коллектив здоровых сверстников, строить дальнейшую работу  с ними с учетом их нарушений. И поэтому, каким бы низким ни было зрение, сохранять его, а некоторых случаях и улучшать его – важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям, а в образовательном учреждении педагогам, которые работают с ребенком.
Как отмечает медицина, психология и педагогика дети с различными нарушениями имеют вторичные дефекты, а в случае зрительного нарушения  у таких детей вторичным нарушением бывают «речевые». [1] Так и в нашей практике был ребенок   с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) и вторичным речевым нарушением  (дислалия, клоно – тоническое заикание).
Ребенок поступил к нам из другого детского сада в возрасте 5 лет. До этого коррекционные занятия не проводились. Коля по своему характеру очень отличался от психологической характеристики детей с зрительными и речевыми нарушениями, он не обращал внимания на свои дефекты, вел себя как обычный здоровый ребенок, очень дружелюбный, доброжелательный, не обидчивый и даже не смотря на заикание был очень общительным. Но у него можно отметить рассеянное внимание, не устойчивую память, не усидчивость, что характерно детям с зрительным нарушением
Имея в группе ребенка с двумя тяжелыми нарушениями, мы стали строить образовательно – воспитательный процесс в отношении его,  с учетом его возможностей.
Основной  целью стало: адаптация в коллективе здоровых детей; предупреждение риска снижения зрения; достижение ребенком достаточного уровня   обученности и готовности продолжения  обучения в начальной школе.
Для этого  нам необходимо было выполнение следующих задач:
-Грамотное адаптирование ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников
-Создание индивидуального образовательного маршрута, учитывая:
- организацию учебно – воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка
-создание щадящего режима в учебно – воспитательном процессе (соблюдение определенных санитарно – гигиенических норм, дозировка зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения)
- организацию коррекционно – развивающей работы с педагогом – психологом, учителем – логопедом.
- охват ребенка дополнительным образованием.
Грамотное проведение адаптационной работы на основе игровой деятельности и с учетом интересов самого ребенка, а также  постоянном нравственном настрое здоровых детей -   положительно отразилось на адаптацию Коли к детскому саду и на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Организация и проведение учебно – воспитательного процесса основывалось на решении педконсилиума при ДОУ  (с участием воспитателей, психолога, логопеда, медицинского работника и родителя ребенка)  о создании «индивидуального образовательного маршрута».
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка со зрительным
и речевым нарушением.
Период ИОМ: октябрь – декабрь (* ИОМ сначала разрабатывается только на один триместр, после корректируется)
Режим пребывания ребенка в ДОУ: полный день
Содержание работы: октябрь – адаптация к ДОУ и коллективу сверстников, диагностика
С середины октября – посещение занятий в группе с дозированием времени и нагрузки глаз; индивидуальные занятия по 15-20 минут; адаптивные физкультурные занятия.
Посещение коррекционных занятий логопеда и психолога (по индивидуальному плану).
Посещение ребенком дополнительного образования по способностям: хореография (адаптивная), занятия лепкой, рисованием  по желанию ребенка в «Художественном салоне».
Декабрь – диагностика, корректировка ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут для Ф.И. ребенка  старшей группы с нарушением зрения и заиканием на 3 месяца
НОД с дозир-ем зрит. нагруз. 15-20 минут

Исключаемые физические упражнения

Охват доп. образованием

Ритмика

Инд-ые коррекционные занятия

Математика

Рисование

Аппликация

При организации и проведений занятий со  слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), соскоки со снарядов, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения[5].

-важное средством ориентировки в окружающем мире и в информации.

- умение точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности.

-усвоение двигательного действия

-формирование чувства ритма   Музыкально-ритмическая деятельность   организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальных движений, музыкально-речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.

ИКР с психологом тактильная терапия

ИКР с логопедом  расслабляющий массаж, дыхательные упражнения

ИКР с логопедом  коррекция звукопроизношения

ИКР с  психологом медитация

ИКР  с логопедом  массаж, дых. упр-я, коррекция звукопроизношения

Для ребенка были созданы соответствующие условия для пребывания в ДОУ: достаточное освещение групповых игровых и занимательных зон, а также настольная лампа для занятий,  удобное  размещение  за столом вблизи от доски , расположение наглядного материала на уровне глаз   и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Выбор занятии ритмикой исходил от инициативы матери ребенка, а педагоги были только рады, и для Коли была разработан «щадящий» режим занятий ритмикой Посещение занятий ритмики для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории, так как ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в обшей деятельности.[2] А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку.[4] .
Вся работа по индивидуальному образовательному маршруту  необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.
В ходе правильно запланированной образовательно – воспитательной, коррекционной работы ребенок к 6,5  годам  имел достаточный уровень знаний к обучению в школе, психологическую подготовку к школе.
Использованная литература:
1.Классин О.Н. Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с нарушением зрения. /Особенности организации психолого – педагогического воздействия в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением зрения. Сборник методических рекомендаций./ Нерюнгри, 2005
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002.
3. Психология восприятия. Литература для студента. Libsib.ru>Главная>Общая психология.
4.Толмачева О.И. Особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки со слепыми и слабовидящими детьми//Барнаулwww.bigipi.ru/conf/tezis/shkol…
5.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями зрения/Под общей ред. Проф. Шапковой Л.В.- М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год