Расторгуева С.С. Старший воспитатель ЦРР – д/с «Туллукчаана» С. Ытык –Кюель, Таттинского улуса Республики Саха -Якутия В последнее десятилетие с изменением экологической ситуации в мире из года в год на свет появляются дети с различными патологиями и врожденными нарушениями здоровья. Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных групп стала еще актуальней с введением ФГТ. Самыми распространенными нарушениями сейчас стали различные виды нарушения зрения и речевые нарушения. Зрение – это самое важное в жизни человека. Все мы с самого рождения познаем мир на 90% при помощи зрительного анализатора [3]. С рождения и в течении большей половины нашей жизни наше зрение должно развиваться, но под воздействием разных факторов мы не сохраняя, ухудшаем наше зрение У нас в сельской местности, где нет специализированных детских садов, и даже групп для детей с нарушением зрения, детям с ограниченными возможностями по зрению, остается только возможность на равнее с здоровыми детьми посещать общеобразовательные группы. Сейчас каждый ребенок с ОВЗ должен быть охвачен любым дошкольным образовательным учреждением, в проживаемой местности. Самое главное, что обучение и воспитание детей с нарушениями должно нести в себе слова «не навреди». Мы должны интегрировав, детей с нарушениями зрения в коллектив здоровых сверстников, строить дальнейшую работу с ними с учетом их нарушений. И поэтому, каким бы низким ни было зрение, сохранять его, а некоторых случаях и улучшать его – важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям, а в образовательном учреждении педагогам, которые работают с ребенком.
Как отмечает медицина, психология и педагогика дети с различными нарушениями имеют вторичные дефекты, а в случае зрительного нарушения у таких детей вторичным нарушением бывают «речевые». [1] Так и в нашей практике был ребенок с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) и вторичным речевым нарушением (дислалия, клоно – тоническое заикание). Ребенок поступил к нам из другого детского сада в возрасте 5 лет. До этого коррекционные занятия не проводились. Коля по своему характеру очень отличался от психологической характеристики детей с зрительными и речевыми нарушениями, он не обращал внимания на свои дефекты, вел себя как обычный здоровый ребенок, очень дружелюбный, доброжелательный, не обидчивый и даже не смотря на заикание был очень общительным. Но у него можно отметить рассеянное внимание, не устойчивую память, не усидчивость, что характерно детям с зрительным нарушением Имея в группе ребенка с двумя тяжелыми нарушениями, мы стали строить образовательно – воспитательный процесс в отношении его, с учетом его возможностей. Основной целью стало: адаптация в коллективе здоровых детей; предупреждение риска снижения зрения; достижение ребенком достаточного уровня обученности и готовности продолжения обучения в начальной школе. Для этого нам необходимо было выполнение следующих задач: -Грамотное адаптирование ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников -Создание индивидуального образовательного маршрута, учитывая: - организацию учебно – воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка -создание щадящего режима в учебно – воспитательном процессе (соблюдение определенных санитарно – гигиенических норм, дозировка зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения) - организацию коррекционно – развивающей работы с педагогом – психологом, учителем – логопедом. - охват ребенка дополнительным образованием. Грамотное проведение адаптационной работы на основе игровой деятельности и с учетом интересов самого ребенка, а также постоянном нравственном настрое здоровых детей - положительно отразилось на адаптацию Коли к детскому саду и на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Организация и проведение учебно – воспитательного процесса основывалось на решении педконсилиума при ДОУ (с участием воспитателей, психолога, логопеда, медицинского работника и родителя ребенка) о создании «индивидуального образовательного маршрута». Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка со зрительным и речевым нарушением. Период ИОМ: октябрь – декабрь (* ИОМ сначала разрабатывается только на один триместр, после корректируется) Режим пребывания ребенка в ДОУ: полный день Содержание работы: октябрь – адаптация к ДОУ и коллективу сверстников, диагностика С середины октября – посещение занятий в группе с дозированием времени и нагрузки глаз; индивидуальные занятия по 15-20 минут; адаптивные физкультурные занятия. Посещение коррекционных занятий логопеда и психолога (по индивидуальному плану). Посещение ребенком дополнительного образования по способностям: хореография (адаптивная), занятия лепкой, рисованием по желанию ребенка в «Художественном салоне». Декабрь – диагностика, корректировка ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут для Ф.И. ребенка старшей группы с нарушением зрения и заиканием на 3 месяца НОД с дозир-ем зрит. нагруз. 15-20 минут
|
Исключаемые физические упражнения
|
Охват доп. образованием
Ритмика
|
Инд-ые коррекционные занятия
|
Математика
Рисование
Аппликация
|
При организации и проведений занятий со слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), соскоки со снарядов, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения[5].
|
-важное средством ориентировки в окружающем мире и в информации.
- умение точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности.
-усвоение двигательного действия
-формирование чувства ритма Музыкально-ритмическая деятельность организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальных движений, музыкально-речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.
|
ИКР с психологом тактильная терапия
|
ИКР с логопедом расслабляющий массаж, дыхательные упражнения
|
|
ИКР с логопедом коррекция звукопроизношения
|
ИКР с психологом медитация
|
ИКР с логопедом массаж, дых. упр-я, коррекция звукопроизношения
|
Для ребенка были созданы соответствующие условия для пребывания в ДОУ: достаточное освещение групповых игровых и занимательных зон, а также настольная лампа для занятий, удобное размещение за столом вблизи от доски , расположение наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. Выбор занятии ритмикой исходил от инициативы матери ребенка, а педагоги были только рады, и для Коли была разработан «щадящий» режим занятий ритмикой Посещение занятий ритмики для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории, так как ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в обшей деятельности.[2] А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку.[4] . Вся работа по индивидуальному образовательному маршруту необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде. В ходе правильно запланированной образовательно – воспитательной, коррекционной работы ребенок к 6,5 годам имел достаточный уровень знаний к обучению в школе, психологическую подготовку к школе. Использованная литература: 1.Классин О.Н. Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с нарушением зрения. /Особенности организации психолого – педагогического воздействия в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением зрения. Сборник методических рекомендаций./ Нерюнгри, 2005 2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002. 3. Психология восприятия. Литература для студента. Libsib.ru>Главная>Общая психология. 4.Толмачева О.И. Особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки со слепыми и слабовидящими детьми//Барнаулwww.bigipi.ru/conf/tezis/shkol… 5.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями зрения/Под общей ред. Проф. Шапковой Л.В.- М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
|