Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса. Здоровый ребёнок – это счастье родителей. Каждый родитель желает видеть своего малыша, стоящего на пороге школы, здоровым, целеустремленным, самостоятельным и успешным. Однако, родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка со зрительной патологией, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В особом развитии, воспитании и обучении нуждаются дети со зрительной депривацией. Весь учебно-коррекционный процесс направлен на коррекцию зрения, развития компенсаторных навыков и особое внимание уделяется здороьесберегающим аспектам. В нашем ДОУ создана единое здоровьесберегающее пространство развития ребёнка, которое поддерживает и детский сад и семью. Главным принципом в совместной работе с родителями является принцип индивидуального подхода к каждой семье, к каждому ребёнку со зрительной депривацией. Работа по здоровьесбережению успешно ведётся в следующих направлениях: · лечебно-восстановительное; · коррекционно-развивающий процесс в ДОУ; · просвещение сотрудников; · консультирование педагогов, родителей. При несомненной значимости всех направлений подробно рассмотрим коррекционно-развивающий процесс в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.
Учитывая требования коррекционной программы, важно: обеспечить возможность каждого ребёнка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение; предупреждать ухудшение состояния зрения ребёнка (по рекомендации врача-офтальмолога); сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патронировании медицинских работников во время педагогических мероприятий; специалистам владеть информацией о результате исследования врача офтальмолога, знать остроту зрения ребёнка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании одного здорового глаза ребёнок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящим; знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением; соблюдать режим зрительных нагрузок; проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом; оптимально использовать наглядные пособия; применять специальные методы обучения; научить детей самокоррекции . Здоровьесбережение проходит красной нитью через весь коррекционно-развивающий процесс. В своей работе мы особое внимание уделяем требованиям к наглядно-демонстративному материалу: форма, размер, цвет, цветонасыщенность, фон, четкие структурные элементы, количество изображаемых объектов и т.д. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения (дополнительная подсветка); удобное размещение детей за столами (с учётом диагнозов, окклюзии); расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии; соответствующая длительность зрительных нагрузок; организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения; дозировка физической нагрузки в соответствии с диагнозом. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной депривацией помогают сохранять и укреплять здоровье наших воспитанников.
|