Статья "Развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия"
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение«Детский сад №30»компенсирующего видадля детей с нарушением зрения Развитие творческих способностей старших дошкольников с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия. (Обобщение опыта) Автор: Блац О.С. Барнаул 2014 «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни» В.А.Сухомлинский Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры. Условия становления опыта
Скачать презентацию Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – это тот период, когда творческая, изобразительная деятельность является стойким увлечением практически всех детей. Но далеко не у каждого ребенка получается выполнить красивую поделку, рисунок. Ребенку с нарушением зрения это сделать гораздо труднее. Очень часто у таких детей многое не получается, т.к. рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных глазодвигательных и моторных функций для более точного изображения объектов. В результате усилий проделанная работа не соответствует ожиданиям ребенка. Вследствие этого интерес к творческой деятельности угасает. Обсуждения с коллегами, изучение новинок методической литературы, подготовка и проведение круглых столов, мастер-классов привели меня к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу. Я заинтересовалась возможностью применения различных видов рукоделия в работе с дошкольниками для развития творческих способностей. Здесь можно сочетать различные материалы и инструменты. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Привлечение родителей к данной работе имеет немаловажную роль. Совместное созидание, увлеченность творческим процессом принесет положительный результат. Актуальность и перспективность опыта Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.сухомлинский6 «истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря. Идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами , чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться. Как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Художественная деятельность является средством познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. «Творчество, - пишет В.В. Давыдов, - является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у детей разные. Они зависят от многих факторов. Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения, является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечеткостью, фрагментарностью. Особенности зрительного дефекта и вторичных отклонений накладывают свой отпечаток на изобразительную деятельность детей с нарушением зрения. Бедность практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза накладывают свой отпечаток на овладение ручными навыками и творческую деятельность детей. Творческая деятельность, с одной стороны в определенной степени способствует развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного мышления, эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой – позволяет ребенку с нарушением зрения совершенствовать свои ручные умения, получать эстетическое удовольствие и радость от творчества. Дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы, чувствуют веру свои силы и возможности. Использование работе таких техник как рисование песком, твистинг, бумагопластика, бисероплетение, декупаж и др. стимулирует положительную мотивацию , вызывает радостное настроение у детей, снимает страх , боязнь не справиться с творческим процессом . Многие виды такой работы способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии. Цель моей работы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей у детей с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия. Задачи: 1. Вызвать интерес к различным материалам для творчества и желание действовать с ними. 2. Побуждать детей выражать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. 3. Создавать условия для развития творческих способностей. 4. привлекать родителей к совместной творческой работе. Свою работу строю на следующих принципах: От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Теоретическая база опыта Творческая деятельность – специфическое образное познание действительности. Детское творчество тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В творческом процессе, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, учатся фантазировать. Обучение разным видам деятельности направлено на развитие творчества и на всеобщее развитие каждого ребенка. Эффективность обучения, а, следовательно, и развитие детского творчества будут зависеть от того, насколько разнообразны условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют. Наиболее эффективными являются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения материала; и приёмы обучения: показ иллюстрации или предмета, уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, художественное слово, сравнение. Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [36]. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:
1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников” 2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”. 3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”. 4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”. 5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка” 6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”. 7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”. 8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Новизна Элементы рукоделия ранее использовались разрозненно, бессистемно. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Такой вид деятельности можно использовать в свободной деятельности, специально организованной, а также в индивидуальной работе с детьми. Так же проводить мастер – классы, круглые столы для привлечения родителей к творческому процессу. Многие виды современного рукоделия способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Такая работа способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.
Ведущая педагогическая идея Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, творческие способности с помощью современных техник рукоделия. Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи: Учить детей использовать в своей деятельности разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание творить. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рукоделия. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Технология педагогического опыта Сущность опыта: развитие творческих способностей старших дошкольников с нарушением зрения с помощью современных средств рукоделия. Данный процесс строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник рукоделия для изображения предметов и явлений реального и фантазийного мира. Это возможно в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к окружающему, учатся передавать гармонию цвета и формы, обогащают сенсорный опыт и развивают зрительно-моторные движения рук и глаз. В своей работе использую такие формы организации и проведения совместной деятельности и творческих мероприятий: беседы, показы творческих работ, экскурсии в мини – музеи, творческие мастерские, наблюдения и целевые прогулки. Также мы устраиваем семейные конкурсы: «У осени в лукошке», «Олимпиада 2014», «Новогодний калейдоскоп», и др. Организуем фотовыставки и выставки работ.
Приобретая соответствующий опыт выполнения творческих работ, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно использовать ранее освоенные техники рукоделия для воплощения новых задумок и идей. Чтобы помогать детям творчески подходить к работе мы придерживаемся следующих принципов: Всегда нужно подходить к работе творчески, учить детей действовать самостоятельно ( с учетом зрительных диагнозов, индивидуально-психологических особенностей) Никогда не сдерживать положительную инициативу детей, не делать за детей то, что они могут сделать сами. В своей работе использую разнообразный материал:
Бисер, бусины, пайетки, стразы, ленты, пуговицы, кабошоны, фом, различные виды ткани, цветной кварцевый песок, шары, декупажные карты, сизаль, бумагу для скрапбукинга и многое другое. Самое важное, чтобы при работе с данными материалами соблюдалась техника безопасности. В своей работе стараюсь использовать и сочетать различные техники рукоделия: бисерплетение; квиллинг декупаж твистинг энкаустика кусудама валяние скрапбукинг работа с полимерной глиной
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: - игра, которая является основным видом деятельности детей; - сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым; - музыкальное сопровождение и т. п.
Результативность опыта Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников с нарушение зрения в системе творческой деятельности с применением современных техник рукоделия, можно сделать вывод: в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, выражать мысли, проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать, выбирать необходимые средства и материалы для творческого созидания. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со взрослыми (педагогом, родителями), стали более коммуникативными.
Успешное развитие творческих способностей детей зависит от: 1.Систематической организованной работы с использованием современных средств рукоделия. 2.Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира. 3.Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей. Важным условием развития детского творчества – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: условие развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Результатом своей работы автор считает не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы автор опыта увидела, что у детей возрос интерес к творческой деятельности. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Поделки детей стали интереснее, содержа- тельней, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими мастерами. Родители проявляют творческую активность и интерес.
Адресная направленность Данный
Педагогический опыт может быть полезен воспитателям коррекционных дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей. Трудоемкость опыта Данную работу может провести любой заинтересованный педагог. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса. Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов поделок, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в: - планировании и построении системы творческой деятельности с учетом зрительной нагрузки, возрастных и индивидуальных особенностей детей; - подборе оборудования и материалов; - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их медицинских диагнозов; - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей. В дальнейшем планируется организовывать творческую деятельность в таком же режиме. Спланировать и реализовать кружковую работу «Калейдоскоп». Поделиться опытом своей работы с коллегами, на страницах периодических изданий. Список литературы
Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
Приложение Словарик творчества Декупаж - (Decoupage или decoupage) это искусство украшения предметов путем наклеивания салфеток, декупажных карт или вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Канзаши – японское или китайское украшения для волос,созданное с помощью атласных лент. Квиллинг - от английского слова quill (птичье перо), - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Кусудама – это древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги, относящееся к модульному оригами. В сложной кусудаме может быть несколько десятков модулей, которые соединяются между собой одним из трех способов – при помощи трения, сшиванием или склеиваются.
Срапбукинг - скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, оформлении открыток.
Твистинг - это слово произошло от английского «скручивание» и обозначает создание разного рода фигурок и скульптур из специальных воздушных шаров. Энкаустика - техника живописи, в которой в качестве красок используется цветной расплавленный воск. Разновидностью энкаустики является восковая темпера. Наши достижения
|