Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека. Цвет – это единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением. По данным исследований у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиолией нарушено восприятие цвета. Эти нарушения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения. Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что сказывается на снижении активности и избирательности восприятия. Коррекционно-педагогической работа по сенсорному воспитанию в области цвета предполагает формирование у детей с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов; усвоение их связей и отношений; подведение детей к овладению системами цветовых свойств; формирование способов обследования цветовых свойств предметов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний, отношений между группами цветовых тонов и оттенков;
преодоление существующей трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией; формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоции и т, д. Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветового восприятия тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с плеоптическим, ортоптическим и диплоптическим этапами лечения и предполагает строгий дифференцированный подход. В его основе лежит разный уровень цветового восприятия, а также разный уровень психического развития каждого ребенка. В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются два аспекта: 1. Формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств. 2. Формирование и совершенствование способов обследования цветовых свойств предметов. В условиях специального учреждения работа по формированию цветовосприятия строится в процессе офтальмологического лечения. Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и одновременно с 2-3 детьми. Работа по формированию цветовосприятия осуществляется по средствам специально подобранных упражнений. Какие это могут быть виды упражнений? На первом году обучения 1. "Помоги лягушке подобрать шляпу', У детей на фланелеграфах изображение лягушки. Педагог обращает внимание на её цвет. Раздаёт детям набор силуэтных изображений шляп красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает подобрать для лягушки шляпу такого же цвета, как она сама. Дети самостоятельно выполняют задание, обосновывают свой выбор. "Подарим куклам бусы". Педагог показывает детям бусы из восьми крупных бусин, чередующихся по цвету (красная, зелёная, красная, зелёная). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин двух цветов, которые ритмично чередуются. Затем достает куклу и надевает на неё бусы. Педагог раздаёт детям фишки и предлагает сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждый ребёнок получает бусинки двух цветов, леску или проволоку. Педагог ещё раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, сопоставляет с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол. 3. "Составь картинку". Дети рассматривают картинку, состоящую из деталей синего, зелёного, красного цветов. Педагог раздаёт набор таких же деталей трёх оттенков синего, зелёного, красного цветов, предлагает детям составить картинку у себя на фланелеграфах, соотнося оттенок каждой детали. 2 год обучения 1. «Выложи ряд». Педагог выкладывает на фланелеграфе силуэты цветов жёлтого, оранжевого и голубого цветов четырёх оттенков. Предлагает детям выбрать цветы голубого цвета, а затем построить из них сериационный ряд от самого тёмного до самого светлого оттенка. Педагог помогает при выполнении задания. 2. «Капельки» Педагог раздаёт детям силуэтные изображения капелек четырёх оттенков голубого цвета и просит построить сериационный ряд от тёмного изображения к светлому. Дети выполняют работу самостоятельно, предварительно рассказав правило ранжирования. 3. «Медведи на солнечной поляне». Педагог раздаёт детям карточки жёлтого цвета, на которых изображены силуэты медведей коричневого цвета трёх оттенков. Медведи изображены в разных позах (десять объектов). Затем раздаёт силуэты медведей таких же оттенков, предлагает найти каждому медведю его “тень", т. е. наложить соответствующие силуэты на силуэты, которые изображены на карточке, 4. «Расставь по порядку». Педагог раздаёт силуэтные изображения медведей коричневого цвета трёх оттенков и предлагает выложить сериационный ряд в порядке убывания светлоты. Дети выкладывают сериационный ряд, называют цвет и оттенок медведей. 3 год обучения 1. «Шапочки для гномиков». Педагог выставляет на фланелеграфе семь гномиков, предлагает детям надеть" гномикам шапочки, так чтобы они были расположены как цвета в радуге. Дети выполняют задание, называют цвета спектра. 2. «Найди предмет такого же цвета». Педагог раздаёт детям силуэтные изображения предметов красного, желтого, оранжевого цветов пяти оттенков (у каждого ребёнка не более десяти предметов). Предлагает выложить на фланелеграфе рядом с гномиком в красной шапочке изображения предметов красного цвета и т.д. Выкладывая, дети называют предмет, его цвет, определяют сходство, различия.
3. "Сложи квадрат",
Педагог вносит поднос с разрезанными на части шестью квадратами, которые отличаются цветом (можно взять шесть оттенков фиолетового цвета), говорит, что сейчас нужно будет каждому сложить квадрат, предварительно отобрав на подносе все части какого-либо цвета, выбранного по своему усмотрению.
4. «Салют».
У детей карточки, на которых изображены контуры кругов (в форме салюта). Педагог предлагает детям в нижний ряд положить самые тёмные круги розового цвета, в средний — светлее, в верхний — самые светлые. Педагог следит за последовательностью выполнения работы, напоминает, что силуэты должны точно совпадать с контуром.
5. «Найди место в ряду».
На фланелеграфе изображения кругов шести оттенков коричневого цвета. Детям необходимо найти место пропущенному кругу в ряду.
6. «Какой цвет пропущен?».
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки, на которых изображны цепочки из трёх звеньев, состоящие из цветных кругов пяти цветов, часть кружков пропущены, например: второй в первом звене, третий и пятый - во втором, четвёртый — в третьем. Внимательно рассмотрев цепочку 5 цветных кружков, дети устанавливают закономерность их следования и pрисуют пропущенные кружки соответствующего цвета.
4 год обучения
1. «Цветик-семицветик»,
Педагог раздаёт детям листки, на которых в контуре изображен цветик- семицветик, предлагает закрасить. Обращает внимание на то, что начатьнужно с красного лепестка, затем пропустить один лепесток и следующий закрасить жёлтым, ещё пропустить два и шестой закрасить синим. После того как лепестки основных цветов закрашены, дети приступают к получению промежуточных цветов. Смешивают жёлтую и красную краски, получают оранжевую, закрашивают второй лепесток; смешивают жёлтую и синюю, получают зелёную, закрашивают четвёртый лепесток; синюю и белую, получают голубую, красную и синюю — фиолетовую. Рисунки вывешиваются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбора цветов.
2. «Калейдоскоп».
Педагог раздает детям орнамент «Калейдоскоп», одна половинка которого заполнена хроматическими и ахроматическими цветами, а другая - в контуре, предлагает раскрасить вторую половину.
3. «Посади бабочку на сиреневый цветок».
Педагог раздает детям карточки, на которых изображены цветы фиолетового и сиреневого цветов различных оттенков. Предлагает "посадить” бабочек только на сиреневые цветы.
4. «Четвёртый лишний».
На фланелеграфе предметные изображения розового, малинового, бордового и лилового цветов. Педагог предлагает найти лишний предмет Дети называют лиловый предмет объясняют свой выбор.
Эффективность ориентировки на цветовые свойства объектов повышается благодаря овладению устойчивыми представлениями об этих свойствах и совершенствованию действий по соотнесению цветовых объектов с усвоенными эталонными значениями.
|