ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Егорова Евгения Борисовна | |||
29.04.2022 06:07 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Е.Б. Егорова ГБОУ «СК НШ-детский сад №144» г.Дзержинск, Нижегородская обл. Аннотация. В статье рассматривается специфика организации деятельности по познавательному развитию через дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Автор показывает содержание работы по данному направлению. Ключевые слова: дидактическая игра, принципы, особенности ребёнка, геометрические фигуры, нарушение зрения, организация деятельности.
Большое количество детей имеют проблемы со зрением. Педагогам, работающими с детьми с нарушением зрения необходимо более внимательно относится к остроте зрения детей. Игра — ведущий вид детской деятельности. Одним из самых эффективных средств формирования зрительного восприятия геометрических форм считается дидактическая игра, т. к. её основным элементом является обучающая задача. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры активно способствуют овладению знаниями, т. к. в увлекательной форме усиливается познавательный потенциал слабовидящего ребёнка. Дидактическая игра способствует созданию интересов и любознательности дошкольников — представляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности. Именно в дидактической игре ребёнок с нарушением зрения имеет возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития. В своей работе по организации игровой и образовательной деятельности для формирования зрительного восприятия геометрических форм слабовидящих дошкольников руководствуюсь принципами:
Разнообразные дидактические игры, направленные на знакомство с формой, способствуют успешной компенсации зрительных нарушений. В ходе таких игр происходит активизация и стимуляция зрительных функций, развитие различных способностей зрения: цветоразличения, фиксация, локализация. Нами создана картотека дидактических игр, направленных на формирование зрительного восприятия геометрических форм. Дидактическая игра «Назови форму» способствует развитию умения узнавать и называть геометрические фигуры, соотносить объемные тела с плоскостными изображениями предметов. Для закрепления знаний о величине предметов у детей играем в такие игры как: «Сравнение предмета по высоте», «Сравнение предмета по длине», «Определи самую длинную сторону у прямоугольника», «Определи самую короткую сторону у прямоугольника», «Большие и маленькие Колобки» и т.д. Особое место занимают игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве: «Что дальше к нам, квадрат или круг», «Что ближе к нам?», «Что, где находится?». В этих играх дошкольники с нарушением зрения учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, закреплять знания геометрических фигур средствами дидактической игры. Игра «Найди предмет такой же формы». Ребёнок находит предмет такой же формы, как и геометрическая фигура в руках взрослого. Игра «Назови одним словом». Детям нужно провести анализ и распределить фигуры по одному признаку. Все большие круги выбрать из предложенных геометрических фигур, все маленькие круги, все красные квадраты, все синие квадраты и т.д. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому в нашей группе чудесный мешочек был у каждого ребенка. Делаем вывод, что в ходе организации дидактических игр, направленных на формирование зрительного восприятия геометрическом форм на наглядном материале, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, приходить к результату практическим путем, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, а также развивает качества, необходимые для его дальнейшей деятельности. Используемая литература:
|