«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия» |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Кононенко Нина Валерьевна Черепенникова Марина Владимировна | |||
30.11.2021 22:01 | |||
«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия» «Глаза человека произвольно и непроизвольно фиксируют те элементы объекта, которые несут или могут нести нужные и полезные сведения. Чем больше нужных сведений содержится в элементе, тем больше на нем останавливаются глаза». (А. Л. Ябрус) Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств (это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств). Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.
В ходе зрительного восприятия мы получаем сведения о форме, цвете, величине, фактуре (особенности поверхности) предмета, его относительного расположения в пространстве. Большое значение в выполнении действий восприятия, когда выясняются такие свойства предметов, как форма, величина, удаленность, имеют движение глаз, которые как бы ощупывают предметы, помогают сравнивать их с усвоенными сенсорными эталонами. Зрительное восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтения, рассматривания книг, просмотра фильмов, прогулок … Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой. Игра детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя. Значение зрительного восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, готовит ребёнка к школе, в частности способствует усвоению детьми зрительных образов букв. Если в процессе восприятия ребёнок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития. Для успешного развития зрительного восприятия необходимо создать в группе предельные условия:
Для детей с нарушением зрения на занятиях использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстрации и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных, зрительных функций ребёнка и зрительной патологии. При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться основные требования: использовать яркие насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета. При работе с сюжетными, изображениями для детей с низкой остротой зрения следует:
Воспитателю необходимо иметь знания о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения. Формирование у ребенка зрительно-пространственного восприятия, то есть представления о форме, цвете, величине и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, занимает довольно продолжительное время. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте, во-первых, обнаружить возможное отставание в формировании у ребёнка зрительно-пространственных представлений, и во-вторых, постараться своевременно его преодолеть. Важным условием для формирования у детей правильных представлений о предмете и пространстве являются четкость и дифференцированность зрительного восприятия, зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза. Поскольку все эти процессы проникают во взаимодействии, то очень трудно разграничить «по процессам» все игры и упражнения. Для реализации развития зрительного восприятия были выделены следующие группы дидактических игр: I. Игры на развитие восприятия формы (геометрических фигур) Эти игры можно разделить на 4 типа:
II. Игры на развитие восприятия цвета. В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками. Эти игры можно разбить на 3 типа:
III. Игры на развитие восприятия величины. В играх на определение величины используется самое большое количество предметов, которые следует предварительно подготовить. Это игрушки разных размеров, карандаши, ручки, ленты, веревочки и т.д. Представление о величине предметов формируется у детей в процессе их активных действий с этими предметами. Игры по восприятию величины можно разделить на 6 типов: 1. Игры на восприятие параметров величины ( «большой», «маленький») Например: «Построй башню», «Собери пирамидку», «Собери бусы», «Чей домик» и т.д. 2. Восприятие параметров высоты; 3. Восприятие параметров длины. Например: «Дорожки», «Бусы», «Коврики» и т.д. 4. Восприятие параметров ширины; 5. Восприятие параметров толщины; 6. Измерение параметров величины. (Например: «Расставь игрушки по величине», «Построй башню», «Собери пирамидку», «Выбери пуговицы» и др.). IV. Восприятие пространства. Можно выделить 2 типа таких игр:
V. Восприятие движений и позы. Такие игры учат воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы (игры в виде таблиц). VI. Восприятие целостного предмета. Это игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форм. Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира. Можно выделить 3 типа игр:
VII. Восприятие сложных явлений. Приемы восприятия сложных явлений действительности опираются на восприятие их как целостного явления, а не только его деталей и свойств. Такое сложное комплексное восприятие предлагает параллельное развитие речи, мышления, чувств ребёнка. Выделяются 4 типа упражнений:
VIII. Восприятие природы. Развитие восприятия осуществляется через освоения понятий, беседу, рассматривание иллюстраций, наблюдения, экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и т.д. IX. Восприятие образа букв. Игры и упражнения:
X. Игры на восприятие зрительного внимания и зрительной памяти. Например: «Чего не стало», «Что изменилось», «Что появилось» и т.д. XI. Игры для развития зрительного анализа и синтеза. Например: «Чем отличаются предметы», «Чем отличаются картинки», «Покажи такую же фигуру», «Узнай по контуру», «Путаница».
|