Оригами в развитии зрительно-моторной координации дошкольников с амблиопией и косоглазием. |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Журавлева Татьяна Македоновна | |||
08.02.2020 13:07 | |||
Оригами в развитии зрительно-моторной координации дошкольников с амблиопией и косоглазием. Журавлёва Т.М. Учитель-дефектолог (тифлопедагог). Высшая квалификационная категория. Здесь приводятся сведения о применении оригами в коррекционной деятельности с целью активизации зрительно-моторной координации. Задания, связанные с развитием ручной умелости средствами оригами способствуют созреванию связей в нейронных структурах, связей между сенсорно-перцептивным процессом и другими психическими функциями, что приводит к более быстрому формированию ЗМК. Опыт и положительные стороны применения оригами в коррекционной деятельности подробно описаны в работах Г.А. Соколовой, Е.Л. Кабачинской, в материалах первой международной конференции "Оригами в педагогике и арт-терапии".
Благодаря творческой основе занятий, оригами легко совместить с лексическими темами рабочей программы. Содержание деятельности по развитию ЗМК через ручную умелость средством оригами усложняется соответственно программным требованиям коррекционной работы с детьми имеющими амблиопию и косоглазие. На первых занятих дети учатся:
Все действия выполняются приемом «рука в руке»:
Дети учатся выполнять простейшие операции самостоятельно. Выбор моделей способствует уточнению зрительных образов по текущей лексической теме. В ходе занятия активизируется сенсорное восприятие (например, модель книжка). См. также:
Дети младшего возраста могут выполнять модели: Конфета Коррекционные задачи: формировать эталон условного знака, принятого в оригами «линия сгиба»; развивать восприятие основного цвета, развивать моторику: Книжка Коррекционные задачи: Учить сгибать лист по «опорной линии, принятого в оригами «линия сгиба»; развивать способность локализовывать и узнавать заданный цвет, развивать восприятие формы: Ёлка Коррекционные задачи: Учить совмещать углы; развивать восприятие величины, познакомить детей с постоянным признаком цвета: Дети старшего возраста учатся анализировать схему выполнения модели: Кузнечик Коррекционные задачи: Учить выполнять операции согласно схеме модели; развивать предметных представлений, развивать алгоритм рассматривания.
На занятиях по развитию ЗМК через ручную умелость средством «Оригами» реализуются следующие задачи: 1. Обогащение чувственного опыта. - Обогащать двигательно-мышечный опыт, лежащий в основе выполнения различных внешних действий. - Развивать и совершенствовать глазомер. - Развивать мелкую моторику. - Способствовать различению геометрических фигур, представленных в различных пространственных отношениях. - Развивать глазодвигательные функции. 2. Формирование представлений. - Активизировать восприятие сенсорных эталонов. - Уточнять зрительные образы предметных представлений. 3. Формирование умений и навыков. - Формировать умение выделять заданный объект. - Формировать ориентировку на листе. 4. Развитие психических функций. - Формировать мышление (анализ, синтез) - Развивать чувство ритма. 5. Развитие компонентов личности. - Развивать самоконтроль. 6. Развитие речи. - Уточнять и расширять словарь за счёт используемой терминологии в технике оригами. Деятельность проходит в игровой форме и состоит из 3 частей: теоретической, практической и игровой. Рекоммендации по организации занятий: В группу дети подбираются с учётом развития зрительного восприятия, индивидуальным подбором цвета, формы, величины пособий, с учётом требований специалистов, сопровождающих развитие детей. С детьми, имеющими низкий уровень зрительного восприятия и тяжёлое нарушение зрения, желательны индивидуальные занятия. Необходимый для деятельности материал: бумага, готовые квадратные заготовки, ножницы, кисточки, клей, цветные карандаши. Содержание деятельности усложняется соответственно Программным требованиям коррекционной работы. Для приобретения навыков складывания бумаги с первого занятия использовать бумагу, окрашенную с одной стороны. Деятельность проходит в игровой форме и состоит и 3 частей: теоретической, практической и игровой. Приёмы складывания демонстрируются с помощью большого квадрата бумаги, показ не зеркальный. Комментарии должны быть максимально точные и подробные, что особенно важно для ребят с нарушением зрения. Знакомство детей 3-4 лет с оригами можно начать с рассматривания изделий оригами. С первого дня введения оригами в коррекционную работу необходимо ознакомить родителей с новым видом деятельности детей. Консультировать родителей о значении развития ЗМК в восстановлении зрительных функций детей. Ознакомить с литературой по оригами. Индивидуальные консультации по развитию ЗМК, проводить в присутствии ребёнка. Показать приёмы складывния бумаги, простейшие схемы. Родителям необходимо знать, что сенсорно-перцептивная деятельность способствует развитию зрительного восприятия. В ребёнке надо поддерживать интерес и вселять уверенность в свои силы: «У тебя обязательно получится», «ты молодец», «если не получается, я тебе помогу». Далее можно показать, как из листа бумаги получается игрушечный предмет. Затем можно переходить непосредственно к коррекционной деятельности с использованием техники оригами. Первые работы можно посвятить знакомству с бумагой, развитию восприятия формы (квадрат и треугольник). В течение учебного года желательно проводить мониторинг развития ЗМК через развитие ручной умелости: Таблица мониторинга развития ЗМК Фамилия / имя Развитие ориентировочно-поисковой функции Развитие зрительного внимания Развитие моторики Анализ схемы моделирования Развитие регулирующей и контролирующей функции Баллы Высокий уровень развития соответствует 24-21 баллам Средний 20-16 баллам Низкий 15-12 баллам Нижайший 11 баллам Как одна из методик в составе коррекционно-образовательной деятельности, оригами вызывает живой интерес детей, доставляет радость. Список литературы: А. Щеглова. Оригами, красивые вещи своими руками. Москва «Рипол классик», 2001 3. А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва «Просвещение», 1992 Т.Б. Сержантова. 365 моделей оригами. Москва, «Айрис пресс», 1998
|