Коррекционные кубики «Огород» |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Мелешкина Наталья Александровна | |||
13.02.2020 01:36 | |||
Коррекционные кубики «Огород» Аннотация Игра «Огород» состоит из шести коррекционных кубиков. Коррекционные кубики – это кубики с изображением силуэтов различных овощей на различных цветных фонах. В комплект также входят карточки с видом этих же овощей в цветном и контурном изображении. Предназначены кубики для развития зрительного восприятия. Соответствует ФГОС ДОУ и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т.е., непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда. Интегрирует в область «физическое развитие» (развитие сенсомоторных навыков). Использование игровых приемов с данными кубиками позволяет формировать зрительные образы предметов, объектов окружающей действительности, восприятие формы, целого и части. Предназначены коррекционные кубики для детей с нарушениями зрения с 4-ёх лет. Одной из основных задач обучения работы с коррекционными кубиками является — составление целого из частей. Решение этой задачи сводится к манипулированию с кубиками как с дидактической игрой. Решение других задач происходит на уровне вариативности действий с кубиками.
Комплект методического пособия: Коробка 1 шт., Кубики 6 шт., Карточки с цветным и контурным изображением овощей 12 шт. Варианты игры 1 шт. Пояснительная записка. Создание целостного образа из частей – это и есть перцептивное моделирование. Существуют множество вариантов перцептивного моделирования. От самых простых: составление целого образа из двух половинок, до сложного составления образа из пазлов. Чтобы научить ребенка легко и самостоятельно делать сначала простые, затем сложные задания, как правило, начинают составление целостного образа из двух половинок. У детей с нарушением зрения это происходит намного медленнее, в силу различных зрительных диагнозов. Поэтому эту работу надо начинать с учетом коррекции по данной проблеме. Узнавание и нахождение различных предметов предусматривает работу на первом этапе с цветным изображением предмета, затем – в силуэтном изображении, а затем – в контурном. Предварительная работа, перед тем как научить составлять изображение в силуэтном, а в данном случае – коррекционные кубики (т. е. кубики с изображением предметов с силуэте), строится поэтапно. Сначала детей знакомят с цветным изображением предмета (учат узнавать. манипулировать, находить в развивающей среде), затем предлагают найти и сравнить такой же предмет только в силуэтном изображении. На последнем этапе ребенку самому надо подобрать контурное изображение к силуэтному. Так как развитие предполагает обучение по принципу от простого — к сложному, на первых порах ребенку даются разрезные картинки, состоящие из 2-ух частей, затем – из 4-х частей, т.д. Картинки с изображением различных предметов на конечном этапе обучения, предлагаются в виде пазлов. Коррекционные кубики, сделанные по моим эскизам – это кубики с изображением различных предметов в силуэтном виде. Силуэт черного цвета, а поле, на котором он изображен, имеет различную цветовую гамму. Для усложнения выполнения задачи я выбрала пастельные тона. Так как коррекционная работа с детьми с нарушением зрения основывается на подведении ребенка к тонкой дифференциации оттенков цветового спектра. Цель: Формирование умения составлять целое из частей по силуэтному изображению предмета. Содержание. На первоначальном этапе для детей со сложными зрительными диагнозами предлагается предварительная работа – это последовательное обследование изображения предмета. Последовательное обследование изображения предметов:
Затем детям предлагаются несколько вариантов игры. Варианты игры «Собери листья деревьев» I вариант. Дополнить одним кубиком уже готовое изображение. Можно использовать цвет фона или часть силуэтного изображения. II вариант. Составить целое из частей по одному признаку: по цвету поля III вариант. Составить изображение предмета по образцу: Ребенку предлагается изучить образец конкретного предмета, затем по частям силуэтного изображения, подобрать кубики и соединить правильно изображение предмета. IV вариант. Детям предлагаются кубики из 2-ух, 3-ёх коробок, вперемешку. Надо отобрать кубики с изображением частей предметов по конкретной лексической теме (кубики сделаны по лексическим темам группы). Затем составить правильное изображение. Усложнение: играют сначала 2, затем 3 ребенка – на скорость выполнения задания. V вариант. Предложить для составления цветной образец. VI вариант. Детям дают карточки с изображением предметов (в силуэте), которые они уже составляли не на цветном фоне, а на белом. Это усложняет игру, но позволяет точнее выделить контур предмета и запомнить его, либо сравнить с образцом. VII вариант. Детям также предлагается собрать целый предмет из частей, но в качестве образца дается карточка с контурным изображением предмета, что усложняет задачу. Предварительно дети учатся собирать картинку по цветному образцу с силуэтным изображением. Используемая литература:
|