Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Арзамасова Татьяна Александровна Трубина Елена Николаевна | |||
18.01.2018 22:22 | |||
Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения Автор:
МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска» Познавательная деятельность — это активная деятельность дошкольника по приобретению и использованию знаний. Современные требования ФГОС ДО предлагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед педагогами стоит задача так построить образовательный процесс, чтобы у детей повышалась познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Системно – деятельностный подход к организации познавательной деятельности доказывает важность смещения акцента с педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие с детьми по добыванию, оценке, применению начальных знаний, актуальных для решения значимых для дошкольников познавательных задач. Овладение сенсорными эталонами составляет фундамент общего умственного развития ребенка. На их основе формируются полноценные представления о внешних признаках предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное развитие предполагает работу мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (но-минативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря. Большое компенсаторное значение для знакомства детей с сенсорными эталонами и познания ими окружающего мира имеют продуктивные виды деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Поэтому при организации работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать способы получения информации. Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО позволяет педагогу использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в коррекционно-образовательному процессе и создавать условия, в которых дети будут выступать активными участниками образовательного процесса, и учиться самостоятельно добывать знания, применяя их на практике. Этот подход отражен в содержании планирования видов деятельности по формированию сенсорных представлений. Коррекционная работа по формированию представлений о сенсорных эталонах способствует развитию активной исследовательской деятельности детей во всех видах коррекционных занятий, организуемых учителем-дефектологом с детьми с нарушениями зрения (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики). Разработанная нами система планирования и организации коррекционно-развивающей деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах рассчитана на детей дошкольного возраста 3-7 лет. В авторской программе раскрыты задачи работы по данной теме с детьми по всем возрастным группам, разработан диагностический инструментарий отслеживания результатов и даны рекомендации по организации деятельности. В статье
Данное пособие будет интересно не только учителям — тифлопедагогам, но и другим педагогам (воспитателям, учителям-логопедам учителям-дефектологам), работающими с детьми с ОВЗ, так как в нем представлены цели, содержание, приемы, методы, средства обучения и формы деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах. Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды группы Младшая группа Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие: В уголок музыкально-игрового творчества: настольный театр «Репка», шапочки овощей для хоровода. Для изобразительной деятельности: раскраски, трафареты, пластилин, печатки. Физическое развитие:
Средняя группа Познавательное развитие:
предметные картинки; игрушки для счета, для определения величины пирамидки, матрешки. Социально-коммуникативное развитие:
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие: В уголок музыкально-игрового творчества: музыкальные игрушки-инструменты; мягкие игрушки; различные виды театров. Для изобразительной деятельности: образцы для раскрашивания разных видов игрушек; трафареты; раскраски. Физическое развитие:
Старшая группа Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие Для изобразительной деятельности: трафареты, раскраски, образцы аппликации разного вида транспорта, для вырезания из бумаги по контуру. В уголок музыкально-игрового творчества: аудиозапись «Звуки и голоса окружающего мира: «Транспорт», песни: «Голубой вагон» В. Шаинского, «Светофор» И. Кириллова, «Веселые путешественники» М. Старокадомского, танец «Паровозик», музыкальная игра «Паровоз — букашка». Физическое развитие
Подготовительная группа Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие:
Речевое развитие: Книги: Е. Серова «Цветы», М. Пришвин «Золотой луг», В. Катаев «Цветик-семицветик»; энциклопедии «Мир растений». Художественно-эстетическое развитие Для изобразительной деятельности: раскраски; ковролины; росписи жостовская и хохломская, гжель; трафареты цветов; пуговицы; пряжа; семена тыквы, арбуза; шишки; клей; образцы выкладывания цветов; схемы «Оригами»; трафареты; раскраски; цветная бумага, ножницы, пластилин. В уголок музыкально-игрового творчества: песни: «Василек», «Одуванчик», «Ромашка» И. Кириллова. Физическое развитие:
Рекомендации по организации предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога по формированию представлений о сенсорных эталонах Игровое оборудование:
Настольно-печатные игры:
Материал для развития осязания и мелкой моторики:
Список литературы
|