Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Лукьянчик Ольга Николаевна, учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 62» г. о. Самара
I.Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете,
Почему у всех у нас на лице есть пара глаз.
2. Сроки проведения: 2 недели.
3. Количество участников проекта: 15 детей подготовительной группы, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, родители.
4. Возраст детей: 6 – 7 лет.
5. Вид, тип проекта: Познавательно – исследовательский, краткосрочный.
6. Проблема (детская): Почему у нас два глаза?
Проблема (взрослая): Недостаточно сформированы представления детей о строении и функциях органа зрения человека, способах сохранения и укрепления зрения.
7. Цель, направление деятельности проекта: Расширение представлений детей о своем организме и его строении; уточнение знаний о назначении органов зрения; формирование навыка бережного отношения к зрению.
8. Краткое содержание проекта: По ходу проекта дети узнают о строении глаза, значении зрения для человека, овладеют правилами и элементарными методами гигиены зрения.
9. Форма проведения: Групповой.
10. Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы элементарные представления о глазах человека, об их строении, значении зрения в жизни людей;
- дети владеют основными правилами и приемами охраны зрения.
11. Продукт проекта:
- Модель – оригами «Глаз».
- Выставка рисунков на тему «Глаза — окно в мир».
12. Форма презентации: Познавательно – досуговое мероприятие «Путешествие в страну «Глазарию».
II. План проекта
1 этап подготовительный
- Игра «Один – много».
- Беседа о глазах человека.
Введение детей в проблемную ситуацию: «Почему у человека нос один, язык – один, а глаза два»?
Задачи:
- Закрепить названия частей тела, упражнять в согласовании существительных в ед. и мн. числе.
- Учить детей видеть и выделять проблему.
- Подвести к цели: узнать, как устроен и как работает глаз человека.
- Познакомить с темой проекта.
- Вызвать интерес к поисковой деятельности.
2 этап аналитический
- Обсуждение возможных мероприятий по проекту и распределение обязанностей.
- Выбор кандидатуры на роль Лучика.
- Подбор справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
- Подготовка материала и оборудования для наблюдений и экспериментов по ознакомлению с органами зрения человека.
- Подбор игрового материала для сюжетно — ролевых игр.
- Подбор бесед познавательного цикла о зрении (изучение строения и функций зрительного аппарата, почему говорят «Глаза — зеркало души», охрана органов зрения).
- Работа с партнёрами: запланировать встречу в детском саду с врачом- офтальмологом для бесед с детьми о зрении.
Задачи:
- Расширить представления детей об их деятельности в проекте.
- Развивать самостоятельность мышления, инициативность.
- Привлечь родителей к сотрудничеству.
- Обогащать предметно-развивающую среду.
- Активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор детей по выбранной теме.
- Расширять представления детей о специальностях врача, познакомить с некоторыми трудовыми действиями врача — окулиста.
3 этап практический
Практическая деятельность с детьми для выполнения поставленных задач:
1. Нод:
- «Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете».
- «Если хочешь быть здоров».
- «Есть ли у глаз помощники».
2. Экскурсия в кабинет врача-офтальмолога.
3. Беседы:
- «Что ты заешь о глазах»?
- «Как устроены глаза».
- «Что хорошо – что плохо для глаз».
- «Глаза могут не только смотреть».
- «Помоги незря чему человеку».
4. Просмотр авторских презентаций:
- «Как заботиться о глазах».
- «Мои помощники глаза».
5. Наблюдение: «Какой цвет глаз у наших ребят».
6. Опытно – исследовательская деятельность:
- «Почему у нас два глаза?»
- «Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт»?
- «Светло – темно».
7. Чтение художественной литературы:
- К. И. Чуковский: «Мойдодыр», «Доктор Айболит»;
- И. Семёнова: «Неболейка»;
- 3.Н. Орлова: «Для чего глаза на свете?», «Как устроены глаза»?
8. Заучивание стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».
9. Отгадывание загадок о глазах.
10. Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Как устроен человек» (органы чувств – зрение).
11. Подвижные игры: «Мигалочки», «Жмурки».
12. Зрительная гимнастика.
13. Игровые упражнения для снятия зрительного напряжения: «Поморгаем глазками», «Любопытная Варвара»
14. Рисование «Такие разные глаза».
15. Творческое задание «Глаза — окно в мир».
16. Конструирование: Макет — оригами «Глаз».
17. Дидактические игры:
- «Близко-далеко»,
- «Что увидел слева, справа»,
- «Покажи эмоции глазами»,
- «Полезно – вредно».
18. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «На приёме у окулиста», «Оптика».
Задачи:
- Выявить имеющиеся у детей знания по теме.
- Познакомить детей со строением и функцией глаз, помочь понять, как работает орган зрения.
- Способствовать накоплению у детей конкретных научных знаний: узнать, как устроен глаз.
- Расширять словарный запас детей: зрачок, радужная оболочка, глазное яблоко.
- Выяснить причины ухудшения зрения.
- Формировать представление о работе органа зрения (глаза), влиянии образа жизни и питания на работу глаз.
- Формировать представление о том, что глаза могут выполнять несколько функций.
- Познакомить с правилами бережного отношения к зрению.
- Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.
- Развивать наблюдательность.
- Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования.
- Определить реакцию зрачков на различное освещение.
- Познакомить детей с литературными, художественными произведениями по тематике проекта.
- Развивать память, коммуникативные способности детей.
- Закреплять умение детей отгадывать загадки, обратить внимание на меткость выражений.
- Уточнить представление детей о строении собственного тела, органах человека и их назначении.
- Развивать стремление к здоровому образу жизни, соблюдению правил охраны зрения.
- Формировать умение передавать в рисунке отличительные черты, прорисовывать части лица, детали глаза.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребенком.
- Развивать мышление, умение действовать по схеме — алгоритму.
- Формировать представления дошкольников о своих зрительных возможностях.
- Закреплять полученные знания в дидактических играх.
- Продолжать учить осуществлять замысел игры; учить принимать роль и выполнять определенные правила.
4 этап презентационный
Познавательно – досуговое мероприятие «Путешествие в страну «Глазарию».
Обмен мнениями о проведенной работе, обсуждение планов на будущее.
Задачи:
Способствовать расширению дружеского общения и взаимодействия детей. Создать радостное настроение.
Обобщить опыт проделанной работы по данной теме проекта.
|