Задачи в образовательных областях: «Познание»: - расширять и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе (на примере зимы). «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»: - расширять и активизировать словарный запас по теме, использовать в речи прилагательные. - продолжать учить детей давать полные ответы в рассказывании по моделям. - развивать речевые способности детей: внимание, память, умение слышать воспитателя, понятно отвечать на вопросы. - воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества. «Социализация»: - привлекать детей к активному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. - воспитывать бережное отношение к природе. «Физическая культура»:
- развивать интерес детей к выполнению разнообразных движений имитационного характера. - развивать общую моторику, глазомер. «Музыка»: - воспитывать умение видеть красоту в окружающем, чувствовать музыку, создавать радостное настроение. Предварительная работа Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы). Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой и неживой природе. (Солнце, небо, облака, снег, деревья, птицы и т.д.). Рассматривание иллюстраций о временах года, животных. Материалы и оборудование Частичное оформление уголка в группе под панораму «Зимний лес» (импровизированный снег из белой ткани, ёлочки), костюм «Зимы» для воспитателя, сундучок, снежок из ваты, мольберт, магниты, «волшебные знаки» (карточки-схемы), магнитофон, аудиозапись, иллюстрации птиц, костюмы для детей «Волк», «Заяц», «Лиса», «Белка» и угощения (леденцы). Ход занятия Дети стоят в кругу. Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, девочки и мальчики! Мы поздоровались, а значит пожелали друг другу доброго здоровья. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Все мы очень разные, но в то же время, мы похожи друг на друга. Сейчас вы сами в этом убедитесь. - Давайте поиграем! - Улыбнитесь все, кто любит мороженое. - Похлопайте в ладоши все, кто любит смотреть мультфильмы. - Поднимите руки все, кто любит рисовать. - Потопайте все, кто любит убирать игрушки. - Закройте глазки все, кто любит спать по утрам. - Подойдите ко мне все, кто любит сюрпризы. Воспитатель показывает сундучок. Воспитатель: - Интересно, что в нём? Сундучок, сундучок – медная задвижка, Покажи нам свой бочок, приоткрой нам крышку. - Ой, не открывается. Давайте вместе скажем эти волшебные слова (Хоровое повторение) Открывается сундучок, там лежит снежный комочек. Воспитатель? - Что это такое? (Ответы детей) - Снежок! Он не простой, а волшебный. Давайте посмотрим, куда он покатится. Звучит музыка. - Шли мы, шли, в снежный лес пришли. (Идут в уголок с панорамой зимнего леса) - Как красиво кругом! Какие интересные деревья здесь растут! Как они называются? (Ёлочки) - У них есть листья? (Нет) - А что у них вместо листьев? (Иголочки) - Правильно! Давайте присядем на пенёчки (стульчики) и послушаем какая в лесу тишина. Закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Воспитатель переодевается в костюм Зимы. - Ой, кто-то спешит сюда, открывайте глазки! Зима: - Здравствуйте, гости дорогие! Узнали меня? Кто я? Отгадайте загадку: Я белым одеялом Всю землю укрываю. В лёд реки убираю, елю леса, поля, Строю чудо-терема. (Дети: Зима) - Правильно! Я Зимушка-зима. А вы, я так понимаю, дети средней группы «Солнышко» - Я рада вас видеть. Скучно мне без людей. Никто словечка не скажет. Может вы меня повеселите, удивите. - Расскажите обо мне. У меня есть волшебные значки. (Показывает карточки-схемы. Дети рассказывают о зиме с помощью моделей зимних примет) Зима: - А пословицы и поговорки знаете обо мне? (Ответы детей) Мороз не велик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Хороший снежок урожай сбережёт Зимой без шубы не стыдно, а холодно. Зима лето пугает, да всё равно тает. Что летом родится, зимой пригодится. Год кончается, зима начинается. Мороз и железо рвёт И на лету птицу бьёт. Новый год – к зиме поворот. Без шубы и валенок и зима без конца. Зима: - Молодцы! А скажите вы мене, ребята, любите ли вы играть? В какие игры зимой можно играть? (Ответы детей) За руки скорей беритесь, Дружно в круг все становитесь! Физкультурная минутка: Один, два, три, четыре (Загибают пальцы) Мы с тобой снежок слепили (Имитируют лепку снежка) Круглый, крепкий (Делают шар) Очень гладкий (Выполняют поглаживающие движения ладонями) И совсем, совсем не сладкий (Грозят пальцем) Раз подбросим, два поймаем (Подбрасывают и ловят) Три, уроним и сломаем (Разводят ладони и топают ногами) Зима: - Веселье продолжаем, на игру всех приглашаем. Проводится игра «Передай снежок» (Дети передают по кругу снежок и подбирают определения к слову «зима» (снежная, холодная, морозная, белая, строгая, сердитая, искристая, вьюжная и т.д.)). - Да, я действительно строгая, холодная. Многие звери и птицы меня побаиваются. Кто в тёплые края улетел, кто на всю зиму спать лёг, чтоб на глаза не попадаться. Но не все звери и птицы зимы боятся. Самые смелые продолжают жить там, где и жили. - Как называются птицы, которые остаются зимовать (Зимующие). Вносятся иллюстрации птиц. - Выберете и назовите зимующих птиц. Дети выполняют задание. Зима: - Молодцы! А кто из зверей зимой спит? (Медведь, ёж, барсук) - А вот какие звери зимой не спят, вы отгадаете из моих загадок: Был летом серенький, А к зиме он побелел, Шубку новую надел (Заяц). Входит ребёнок старшей группы в костюме Зайца. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, Кто же это? (Лиса) Входит ребёнок старшей группы в костюме Лисы Кто зимой холодной Бродит злой, голодный (Волк) Входит ребёнок старшей группы в костюме Волка. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу (Белка) Входит ребёнок старшей группы в костюме Белки. Дети старшей группы рассказывают о жизни зверей зимой. Заяц Я, Заяц, расскажу, как живётся мне в лесу. К зиме, ребята, побелел и шубку новую надел Под кусточком присяду, спрячусь под сосной Не увидит, не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно зимой бывает когда сильный мороз И еды не хватает и питаюсь я корой Ягодой замёрзшей. Что под снегом заяц найдёт, всё ему впрок пойдёт. Волк Я тоже зверь лесной Я, ребята, очень злой. Вы со мною не встречались, Вы б меня испугались. Угадайте, кто я? Я зимою очень злой В одиночку не хожу Больше в стае я брожу. Мы серые, худые, голодные, и злые.
Воем сильно по ночам
Даже страшно зверям
Лучше нам не попадаться,
Лучше нас остерегаться.
И нам, волкам, трудно зимой. Еды не хватает, и мы голодаем.
Белка
Я, Белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь. В шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходиться прыгать, скакать. Силы надо беречь, сохранять.
Всю осень дупло утепляла. Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать, где ж еду зимой достать. Трудно белке зимовать.
Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы к людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
Лиса
Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой. Мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую, или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Зима:
- Спасибо вам, ребята, что вы побывали у меня в гостях в моём зимнем лесу.
- Повеселили меня, удивили, что так много знаете о зиме и о жизни животных.
- За ваши старания я хочу вас наградить. (Отдаёт коробку с шкатулку с леденцами)
- А мне пора. У меня ещё очень много дел в лесу. До свидания!
Воспитатель:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Дружно, весело идём,
Скоро в садик мы придём.
Вот мы и пришли.
- Вам понравилось путешествие в лес? (Да)
Подведение итога занятия.
|