ЗИМА – красивое время года, когда природа изменяется до неузнаваемости, на смену ярким осенним краскам приходит белоснежная чистота и свежесть. Нельзя недооценивать зимние прогулки детей на свежем воздухе. Помимо того, что они узнают много интересного, свежий, слегка морозный воздух оказывает оздоравливающее и закаливающее действие на организм маленького человека. Прогулки с детьми младшего дошкольного возраста проводятся ежедневно в безветренную погоду с температурой до минус 15 градусов. Взрослым необходимо следить за тем, чтобы дети были одеты по погоде, в удобную несковывающую движения одежду, а прогулка была эмоционально и двигательно насыщена. І. Наблюдение неживой природы Сезонные явления Одеваясь на прогулку, обратить внимание детей третьего года жизни на их одежду, спросить во что они одеты, почему они так одеты.
Выйдя на прогулку продолжать разговор: «Холодно на улице, зима пришла, кругом снег лежит. Все люди одеваются потеплее»; (наблюдать как одеты взрослые), уточнить для чего детям варежки, валенки. Детям полутора-двух лет объяснить, что зимой все одевают варежки (показать на нескольких детях), валенки, шубы, чтобы не замерзнуть. Уточнить с детьми название зимней одежды. По возможности обратить внимание детей как злой холодный ветер крутит снежинки по дорожкам, не дает спокойно полежать, норовит забраться детям под шубки, громко поет свою песенку: «ввввввв!» Можно снять варежки, сразу станет холодно. Тут же вспомнить, как на занятиях учились вместе греть ручки: «хххххххх!» Снег Во время снегопада поговорить с детьми о том, что зимою падает снег. Понаблюдать как он медленно спускается на землю, ложится на скамейки, на дорожки, на елки. Дети тоже начинают перечислять, куда ложится снег: на чью шубу, шапку, кому-то на рукав. Можно наблюдение провести в игровой форме: «Протяните ручки и посмотрите, куда сядет снежинка!» Дети не раз возвращаются в своих наблюдениях к снежинкам. Воспитатель поддерживает их интерес вопросами: «Посмотрите у кого на варежку села большая снежинка? А у кого маленькая?» На рукаве шубы отчетливо видны узорчатые снежинки, их можно рассмотреть. Можно снять варежку и показать, как растаяла снежинка на руке. Объяснить, почему. Можно прочитать стихотворение Рождественской «Звездочка-малютка», представить детям возможность самим убедиться; что снежинки тают. Во время одной из прогулок воспитатель обращается и детям: «Смотрите! Белая пушистая, на ручку упала и пропала!» Детям понятно о чем идет речь. Через некоторое время эти строчки предложить детям в качестве загадки. Малышей следует познакомить со свойствами сухого и мокрого снега. Воспитатель на примере показывает детям, что сухой снег, если его набрать на лопатку и подбросить вверх, разлетается серебристой пылью, а мокрый снег липнет на лопатку, из него можно лепить. Когда воспитатель делает ту или иную постройку, дети могут помочь ему: они набирают снег в ведерки при помощи лопаток, приносят его к месту постройки, подгребают снег поближе к постройке. Дружно кипит работа, когда малыши включаются в действия детей старшей группы. При постройке горки для катания кукол дети приносят снег, утрамбовывают края горки лопатками, попутно выясняя с помощью взрослого, где большая горка, где маленькая, где высокая, где низкая. Можно построить теремок, заполнив его этажи резиновыми и пластмассовыми игрушками-зверушками. Все дружно решают куда поселить петуха - вверх или вниз, куда мышку-норушку, лягушку-квакушку и т.д. При сооружении теремка можно использовать и крупный строительный материал. Так же строится домик Снегурочки, комната для кукол. Затягивать сооружение постройки не следует, чтобы интерес к ним у детей не исчезал. Лучше изо дня в день пополнять постройку новыми элементами. Например, постройка по сказке «Три медведя». Сначала кукла Маша знакомиться со столовой: у стола три стула разной величины, на столе З чашки и т.д. На следующий день она переходит в только что построенную спальню, выбирает себе самую удобную постель. В последний день появляются три медведя. Такие постройки очень много дают детям в их развитии. Каждая постройка сооружается с определенной целью. Если это снеговик, то у него есть корзинка, в которую можно учиться забрасывать снежки. Если это гусь, то на его длинную шею можно набрасывать серсо - он любит ловких ребят. Сухой снег можно сгребать движками со всех сторон в одно место. Работают все желающие. Места хватит всем, никто не толкается, все видят воспитателя, подражают его действиям. Получилась снежная клумба. Если выйти вместе со старшими детьми к огородным грядам, отгребать снег движками навстречу друг другу в межгрядьях, можно соорудить лабиринты. Вместе с воспитателем могут забивать в снег деревянные колышки, помогать взрослому натягивать разноцветные шнуры, обозначая контур лабиринта. И вскоре дети уже играют в нем. Сугроб Сгребая снег движками со всех сторон в центр, можно увидеть, что получились большие и маленькие сугробы, высокие и низкие. За высокий сугроб можно забежать, спрятаться ото всех, покричать: «Ау! Ау! Ау! Найдите нас, мы спрятались за сугроб!». Можно просто побегать друг за другом вокруг сугроба. Лед Взрослый показывает и объясняет детям, что мороз заморозил воду и получился лед. Снег холодный, белый и лед тоже белый. Снег мягкий, лед твердый, гладкий, им можно постучать. С вечера можно развернуть интересную работу в группе по изготовлению цветных льдинок. Взрослый с помощью детей разводит в стеклянных банках (чтобы видно было детям) разноцветную гуашь, разливает в разноцветные формочки и выносит их на холод. На утро дети цветными льдинками украшают кукольную горку, домик снегурочки, выкладывают из них узор по снежному валу и т.д. II. Наблюдения за растениями Деревья и кусты В зимнее время продолжается работа с детьми, начатая осенью. Взрослые обращают внимание детей на деревья и кусты, объясняют им, что растения остались без листьев, почему это произошло. Вместе с детьми уточняют понятия: ствол, ветки. Детям задаются понятия типа: «Найдите дерево!», «Найдите куст!». «Ствол у одного дерева толстый, у другого тонкий», «Куст большой и кустик маленький, дерево высокое и низкое». Береза, елка На фоне снега ярко выделяется пушистая зеленая елка и отчетливо виден ствол белой березы. Дети третьего года жизни быстро начинают распознавать эти деревья. Для закрепления их названий проводят игру: «Раз, два, три - елку найди». (А затем: «Раз, два, три - березку найди!» Воспитатель спрашивает детей, как они нашли березку, как догадались, что это именно она. Можно отыскать всем вместе маленькую елочку и большую березу и др. Следует также объяснить детям, что деревья надо беречь, ветки ломать нельзя. III. Наблюдения за зимующими птицами Воробей, голубь, ворона Для того, чтобы начать с детьми наблюдения за птицами, воспитатель должен сам в одно и то же время подкармливать из в тихом уголке участка. Птицы скоро привыкнут и будут к выходу детей на прогулку ожидать корм. Тогда можно обратить внимание детей на птиц, которые сидят на ветках, на заборе. Взрослый рассказывает, что птицам зимой холодно, нет мошек, червячков. Дети сразу же откликаются, предлагают самим покормить их. Тогда воспитатель рассказывает всем, что надо сделать кормушку. Подвесные кормушки на дереве не доступны для наблюдения детей этого возраста, поэтому нужно строить столик-кормушку, вырубив из сугроба снежный куб высотой 60-70 см. По краю кормушки лучше сделать снежный бортик, чтобы корм не сдувало ветром. Каждое утро, выходя на прогулку, дети должны выносить корм птицам. Это воспитывает у них чувство ответственности, приучает заботиться о живых существах. Сначала дети выносят только крошки хлеба, а затем воспитатель предлагает им угостить птиц и крошками сыра. Воспитатель учит детей, кто из птиц что любит есть. Трет на мелкой терке яблоко или морковь; пересыпает их крошками, а дети угощают своих гостей. После новогоднего праздника хорошо вынести на участок елку, на ней устроить временную кормушку: прикреплять на ветках ниточки с нанизанными кусочками сала, мяса, развешивать картонки с бортиками для крошек. Дети с интересом наблюдают как птицы висят на «чудо-дереве». Птицы быстро привыкают к детям, и чтобы лучше их рассматривать можно насыпать корм дорожкой, птицы не скапливаются в одном месте. В процессе систематической работы дети вскоре легко могут распознавать воробья, голубя, ворону. Если предоставить возможность, то можно знакомить их с синицей и снегирем. Представления о строении тела, сформированные у детей во время осенних наблюдений, помогут им в зимних условиях вычленять на расстоянии головку, ножки, лапки, хвостик, клюв каждой птицы. Это новое более сложное умение. Во время кормления птиц дети с полутора лет уже могут самостоятельно перечислять их действия: прыгает, клюет, смотрит, летит и т.д. Дети с охотой отвечают на такие вопросы взрослого, как: «Кто больше воробей или голубь? Ворона или снегирь? А ворона? А голубь». Дети с помощью взрослого рассказывают, как заботятся о птицах, рассматривают окраску синички, снегиря, пытаются ответить, что клюв есть и у воробья, и у голубя; есть ли у них еще головка, лапки. Воспитатель, поддерживая инициативу детей добавляет, что есть еще и хвостик, и крылья, и перышки. Во время наблюдения дети могут, отгадать загадку: «Чик-чирик! К зернышку прыг. Клюй не робей! Кто это?» Малыши полутора-двух лет с удовольствием имитируют движения птиц: машут крылышками-ручками, прыгают, подскакивают на месте, чирикают как воробьи. Дети конца третьего года жизни могут отмечать, что одни птицы храбрые, другие боятся, пугливые; одни мирные, другие - драчуны. V. Наблюдения за трудом взрослых Наблюдения за трудом дворника на участке следует сочетать с посильной помощью ему: движками сгрести с дорожек снег, вместе с дворником сгребать снег в одно место, сделать высокий сугроб и т.д. Можно проводить наблюдения за работой счищающих снег о крыш, за работой шофера снегоуборочной машины на улице. При наблюдениях уточнять, чем очищают взрослые снег, а также для чего они это делают. Тогда ярко выступит нравственная направленность этого вида труда взрослых. Чтобы дети могли помочь взрослым, включиться в трудовые действия, принять участие в сооружении построек из снега в уголке труда следует иметь на каждого ребенка (подгруппа в 6-8 человек) по два больших пластмассовых ведра, деревянные лопатки (размер 20 х 25 см, длина черенка 60-70 см). Для перевозки снега нужны большие игрушечные грузовики и санки с деревянными ящиками, укрепленными на них. Цветные колышки (длиной 25-30 см) и разноцветные шнуры для лабиринта, формочки для цветных льдинок хранятся у воспитателя и в самостоятельное использование детям не даются. Соорудив постройки на участке, воспитатель старается чтобы дети усвоили их местоположения и возможные способы их использования. Для закрепления этих знаний следует предложить показать свой участок гостям - мишке, кукле, Снегурочке, а то и пригласить к себе на участок детей старших групп или посмотреть какие постройки они сделали на своем участке. V. Подвижные игры Хоровод Дети водят хоровод вокруг Снегурочки, вокруг елки. Прятки Дети прячутся за сугроб, за елку, перебегают от одной постройки к другой. Воспитатель ищет их. Перебежки Взрослый предлагает всем побежать к домику Снегурочки и гуся Ганса, на веранду, к снежной бабе. Снег кружится Дети выполняют движения по слову и показу взрослого. Снег, снег кружится, Белая вся улица. (Свободный бег детей.) Соберёмся все в кружок, (взрослый жестом приглашает детей приблизиться в нему) Завертимся, как снежок (вслед за взрослыми все дети кружатся, затем медленно присаживаются) Лохматый пес Дети выполняют действия по слову взрослого: Вот лежит лохматый пес, Свой уткнувши в лапки нос. Тихо, смирно он лежит. Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет! (Дети подкрадываются к игрушечной собаке, которая лает на них. Дети разбегаются в разные стороны). Дед Мороз Дети слушают слова взрослого, выполняют действия по слову: Мороз-Красный нос, Бородою зарос. Я ищу в лесу зверей, Выходите поскорей. Выходите зайчики! (Дети скачут навстречу взрослому, как зайчики). Заморожу! Заморожу! (Дети убегают). Дед Мороз произносит свои слова, вызывая следующий раз птичек, медведей, лисичек и т.д. Ворона и собачка Дети действуют по слову взрослого: Возле елочки зеленой каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» (Дети скачут и каркают). Тут собака прибежала и ворон всех разогнала: «Аф! Аф! Аф!» (Дети разбегаются). Собачка может быть игрушкой или ее роль берет на себя ребенок, на голову которого надевают шапочку собаки. Во время самостоятельных игр детей, воспитатель объединяет около какой-либо постройки 2-3 детей, учит их совместным играм: по очереди нанизывать серсо на шею гуся Ганса, накидывать серсо на длинные уши зайца, бросать снежки в корзину Снеговика, ходить друг за другом по снежному валу, выкладывать на снежном валу дорожки из шишек. А можно просто наблюдать с детьми, чем заняты остальные дети. Чтобы дети не мерзли и охотно двигались, им можно предложить на прогулке бумажные султанчики, разноцветные вертушки, колпачки для сбивания снежками, разноцветные флажки, шапочки кошек, собачек, птичек и т.д.
|