Болдырева Ольга Фёдоровна Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №63 «Лесная полянка» г.Белово Кемеровской области Дошкольное образование (здоровьесбережение на музыкальных занятиях)
«Здоровый голос – красивый голос». Цена выразительности голоса известна всем. При нормальном развитии ребёнка в формирование его голосовой функции специалисты не вмешиваются. Голос ребёнка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, то есть отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных воздействий. Задача педагогов сохранить голос ребёнка здоровым. Этот удивительный инструмент, данный человеку природой, надо беречь и совершенствовать. Я предлагаю вариант приёмов, которые помогут музыкантам не только развивать голосовые возможности, но и укреплять его. Прежде, чем мы отправимся в гости к самой матушке Зиме, хотелось бы с вами поздороваться, чтобы мобилизовать ваше внимание, чтобы вы накопили положительный опыт, чтобы создать вам благоприятный эмоциональный настрой.
Игра приветствие (исполняет ведущий) На маленькой поляне стоит весёлый дом А в том весёлом доме живёт весёлый гном как тебя зовут Гном? (поёт одна группа) Петька, у меня рубашка в клетку Я пришёл сюда из сказки Чтобы получить конфетку! (поёт вторая группа) Васька! У меня штаны в горошек Я пришёл сюда из леса Потому что я хороший! (каждая группа исполняет свой текст.)
Выпал первый снежок. И конечно же дети слепили во дворе снеговика. Самомассаж «Снеговик» Прекрасная разминка для подготовки к пению. Она придаёт мышцам лица и артикуляционного аппарата чувство лёгкости и раскованности, а лицу выражение спокойной уверенности.
Вытянуть вперёд одну руку, потом другую. Раз-рука, два-рука. Имитировать лепку снежков. Лепим мы снеговика. Погладить ладонями шею. Три-четыре, три-четыре, Растягиваем уголки рта. Нарисуем рот пошире. Разминаем нос. Пять-найдём морковь для носа, Растягиваем уголки глаз. Угольки найдём для глаз. Ладонями растирать лоб. Шесть-наденем шляпу косо, Пусть смеётся он у нас. Ладошками по коленям. Семь и восемь, семь и восемь- Топаем ногами. Мы плясать его попросим.
И целый день вокруг снеговика шумно и людно. Даже местные собаки интересуются новым жильцом давно знакомого двора. Тренировка дыхания «Волшебник» Дыхание является основой вокальной техники. Упражнения необходимы, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. На улице бегали две собаки – большая (гав-гав низким голосом) и маленькая (тяв-тяв высоким голосом). Подбежали они к снеговику и встали рядом. Сейчас я превращусь в волшебника: крибле, крабле, бумс. А вы превращаетесь в тех собачек. Покажите как дышала большая собака (глубокое, тяжёлое, редкое дыхание). Она огромного размера. Она задохнулась оттого, что набегалась. Теперь, покажите, как будет дышать маленькая собачка (частое, быстрое, поверхностное дыхание). Звук её дыхания отличается от звука большой.
Набегавшись, собаки решили поиграть со своими соседями, которые с любопытством наблюдали за ними. Да и снеговик напоминал им о каком-то празднике. Артикуляция «Весёлая собака» Эти упражнения помогут подготовить речевой аппарат к действию, снять внутреннее напряжение, победить неуверенность. С помощью этого приёма, в игровой форме можно познакомить детей с полифоническим приёмом, который называется – КАНОН. (коллектив делится на 2 или 3 группы. Каждая из групп проговаривает текст скороговорки. Впоследствии группы начинают произносить её по команде ведущего. Главное договорить текст до конца. Ведущий даёт команду через определённое время.)
Шла весёлая собака, чики, брики, гав! А за ней бежали гуси, головы задрав. А за ними-поросёнок, чики, брики, хрю! Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!
Всё было готово к празднику. Но не хватало главного атрибута. Тогда наши герои решили нарисовать его. И вот что у них получилось. Развитие голоса «Картинка» Предлагаемое упражнение оказывает восстановительное и развивающее воздействие на голосовые качества. (Необходимо «изобразить» голосом, одновременно рисуя рукой в воздухе наряженную ёлку. Чем выше рука, тем выше звук). Рисуем ёлку - А-А-А-А; Гирлянду – У-У-У-У; Шарики – П-П-П-П; Огни загораются – УФ-УФ-УФ-УФ.
Осталось дождаться самого желанного гостя …как же лучше всего встретить его? Конечно же песней. Долго выбирали самую красивую. Остановились на этой… Слушание «Дед Мороз» Пение является – основным средством музыкального воспитания, а так же наиболее доступной формой деятельности для детей дошкольного возраста. Идёт через лес по сугробам, С огромным мешком за спиной. По непроторённым дорогам Волшебник с седой бородой.
ПРИПЕВ Мы все с малых лет его знаем, Повсюду желанный он гость. Его мы с улыбкой встречаем. Уж так на Руси повелось.
К сожалению наши герои не умели читать. Поэтому они решили песню нарисовать. Мнемотаблица «Дед Мороз» Пользуясь этим приёмом легко и весело разучивать любые тексты. При этом задействованы как слуховой, так и зрительный канал восприятия. (дети рисуют каждую строчку песни так, как они её понимают, пытаясь запоминать слова. При исполнении песни можно пользоваться своими рисунками)
Весело и дружно встретили праздник наши друзья, чего и нам желают. Закончить свой мастер-класс мне хочется замечательными стихами.
Волшебство с улыбкой дружит, Волшебству улыбка служит Без смычка не может скрипка, Как без музыки – улыбка! Я прошу вас – улыбайтесь, Изумляйтесь, удивляйтесь, Фантазируйте и спорьте. И побольше пойте, пойте!!!
|