Образовательная область: Коммуникация/Познание Разделы: Развитие речи/Ознакомление с окружающим. Цель: Обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи; Совершенствовать фонематический слух, умение подбирать слова с заданным звуком; Побуждать использовать в речи распространённые предложения, правильно согласовывать члены предложения; Учить видоизменять слова путём добавления различных приставок; Проверить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о перелётных и зимующих птицах. Развивать навыки диалогической речи, умение давать полные развёрнутые ответы на вопросы. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей)
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей. Словарная работа: Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и глаголов. Активизация словаря: приметы зимы, дикие животные, спячка, линька, подшёрсток, маскировка, не велик, не велит.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами Оборудование, наглядный материал: игрушка Снеговик, пособие «Определи маршрут», картинки диких животных, микрофон, конверт с письмом. Ход занятия: Круг приветствия Солнышко, солнце я тебя люблю! Солнышко солнце я тебя прошу, Дай ты мне солнышко света и тепла! Дай ты мне солнышко мира и добра! Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Детский сад. Ребятам старшей группы «Семицветик». Давайте откроем и прочитаем Зима прислала нам письмо, В снежинках-звездочках оно. Так начинается письмо: "Я не была у вас давно. " Красивый почерк у Зимы, Письмо читаем дальше мы: "Пора нам встретиться, друзья, Вам без меня прожить нельзя. Как на санях не покататься? Как не слепить снеговика? Ну как, ребята, вам остаться Без снежной горки, без катка? Я белоснежная Зима, Я вам построю терема И сад, и лес посеребрю, Большую ёлку подарю. В лесу найдёте вы меня, Среди сугробов прячусь я… Ребята, а вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? Как будет на казахском языке зима? А вы готовы к разным трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах (дыхательная гимнастика «Лыжник») Ну вот мы с вами и в лесу. Но мы должны подготовиться к встрече с Зимушкой, давайте вспомним, что мы знаем о ней… Беседа Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль) -А сейчас какой месяц? (февраль) Теперь давайте вспомним: - Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа) - Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный) - Что происходит зимой на водоёмах? - Какие стоят деревья? Почему? - А что бывает только зимой? (снег) - Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) - Что снег делает? (идёт, падает, кружится, ложится, лежит, сыплется, блестит, тает) Физминутка 2.Мы попали в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа берёзка в шубке стоит, Слева ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, На землю красиво ложатся. Вот и зайка поскакал, От лисы он убежал. Серый волк в сугробах рыщет, Он себе добычу ищет! Вот мы спрячемся сейчас, Не найдёт тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму он проспит. В лесу красота и покой. Вот только холодно зимой. Задание к работе с пособием. Проследить маршрут, изменяя слово «шёл». (Подошёл к берлоге, обошёл её, зашёл на горку, сошёл вниз, дошёл до домика и зашёл в него) Сейчас мы узнаем, чьи это следы. Посмотрите кто нас встречает. Конечно, это Снеговик. Он поможет нам найти Зимушку. Посмотрите, Снеговичок принёс нам письмо, а в нём задание: Назовите слова о зиме, с которых встречается звук С: снег, снежная, снеговик, снежинка, снегурочка, заснеженный, санки… Молодцы, ребята! - А еще мы можем Снеговичку назвать народные приметы и пословицы о зиме: «Мороз не велик, а стоять не велит» «Зима не лето, в шубу одета» «Спасибо мороз, что снега принес «Много снега, много хлеба» Много вы пословиц знаете о зиме. Умницы! -Зиму издавна любил народ, и люди её называют «Волшебница-зима». О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зимушке? Чтение стихов о зиме. - Физминутка «Снежинки» Ой летят, летят снежинки Белоснежные пушинки Это зимушка зима Рукавами повела Все снежинки закружила И на землю опустила
-А скажите легко ли живётся животным зимой? Я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью с лесными жителями» (Ребёнок-корреспондент задаёт вопросы детям) -Здравствуйте. Представьтесь пожалуйста. -Расскажите немного о себе? -Чем вы питаетесь зимой? Где берёте свои запасы? -Есть ли у вас враги в лесу, кого вы боитесь? -Вам нравиться жить в лесу? Все звери хором: «И летом и зимой мы любим лес родной» Спасибо ребята за интересные рассказы. -Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы я думаю что пора нам с ней встретиться. (входит Зима) -Здравствуйте ребята! Мне рассказали что вы очень много знаете обо мне, и о моих лесных друзьях. За это я очень хочу вас угостить конфетами, и подарить на память вот такие снежинки. - Понравилось вам наше путешествие в зимний лес? - Что интересного было на занятии?
Самоанализ
На занятии присутствовало 15 детей в возрасте то 5 до 6 лет. Цель занятия: обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи; основной целью занятия было, показать знания детей усвоенные за первое полугодие. Занятие проходило в виде путешествия в зимний лес. Перед началом занятия было приготовлено всё необходимое оборудование. Содержание конспекта занятия соответствовало уровню развития детей 5-6 лет и программным задачам. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания. Вводная часть прошла последовательно и методически правильно (дети были заинтересованы), выдержана по времени. Основная часть так же прошла последовательно, выдержана по времени. На занятии были использованы различные методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, моделирование, художественное слово, ТРИЗ (развитие творческого воображения) физминутки. Переход от одной части к другой был постепенным и увлекательным. На протяжении всего занятия побуждала детей давать развёрнутые ответы, говорить полными предложениями, старалась что бы все дети были активными. Для предупреждения утомления детей использовала физминутки. Использованные на занятии пособия и оборудование соответствовали эстетическим и гигиеническим нормам. Самочувствие детей было хорошим. Речь воспитателей была правильной и эмоциональной. На наш взгляд все поставленные задачи были реализованы в полном объёме, занятие прошло интересно и методически правильно.
|