Проект: «Белый снег пушистый» |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Борисова Вера Григорьевна | |||
05.09.2021 20:04 | |||
Проект: «Белый снег пушистый» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад №33 «Светлячок» комбинированного вида г. Улан–Удэ Разработал воспитатель: Борисова В.Г. Вид проекта: исследовательски — познавательный Продолжительность проекта: среднесрочный Участники проекта: дети 6-7 лет Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю.
Гипотеза: если бы не было снега, то какие бы осадки были бы зимой. Объект исследования: снег Предмет исследования: физические свойства снега Цель проекта: Исследовать, что такое снег. Узнать новые свойства снега. Задачи: Знакомить детей со свойствами снега. Учить проводить опыты по результатам делать выводы. Развивать познавательные способности в процессе исследовательской деятельности. Развивать речь детей. Воспитывать любознательность, логическое мышление. Методы исследования: Работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения. Изучив литературу, мы узнали: 1. Что такое снег? Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. 2. Почему же снег не похож на лед? Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления. Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно. 3. Скрип снега. При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением. После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега. Экспериментальная деятельность: Опыт №1. Испарение воды в мороз. Постираем полотенце, повесим на улицу. Оно замерзло, значит, на морозе вода превращается в лед. Через несколько дней полотенце высохнет, не останется ни льда, ни воды. Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберется много на тучу, выпадает снег. Опыт №2. Свойства снега Возьмем полиэтилен на режем на кусочки и положим в прозрачный стакан. Каждый кусочек – снежинка. В стакане снег белого цвета. Положим снег на цветную бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и бумага. Возьмем снег в руки и сдуем его, помешаем палочкой. Он рыхлый и легкий. Наберем снег в банку и поставим в группе, через некоторое время в стакане не снег, а вода. Вывод: Снег белый, не прозрачный, рыхлый, холодный, в тепле быстро тает. Опыт №3. Что такое иней? Возьмем металлический ключ и подуем на него. Ключ покроется инеем. Чем дольше на него дуть, тем слой инея становится толще, а сам иней пушистее. Встряхнем ключ. Увидим, что иней посыпался вниз. Отсюда следует, что снег и иней одно и то же. Разница в том, что снег — это пар, который замерз в облаках, а иней — это пар, который замерзает на металлических предметах. Рекомендации родителям наблюдать за инеем на деревьях, стекле. После наблюдений вывод: иней – это пар, который замерзает на деревьях, стекле, металлических предметах. Опыт №4. Замерзает ли земля под снегом. Загадываем загадку про снег. Белое покрывало, С неба упало, Всю зиму лежало, Землю укрывало, Весной солнце припекло, В реку ручейком стекло. Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных. Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. В конце прогулки сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой. Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, будем их окучивать. Опыт №5. Исследование чистоты снега. В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке детского сада. Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь. Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный, особенно у дороги. Исследование высоты снежного покрова. Измерим высоту снежного покрова в разных местах, около детского сада, на участке. В течение недели, наблюдаем насколько, увеличилась высота сугробов. Вывод: На открытой местности снега больше, чем возле здания. В ходе проекта: Заучиваем приметы: Снегу надует – хлеба прибудет. Много снега – много хлеба. Иней на деревьях – к морозам. Снег прилипает к деревьям – будет тепло. Снег поля утепляет. Снег глубок – год хорош. Художественное слово: «Письмо на снегу» В. Головин. «Метель» М. Алимбаев. «Белый снег пушистый» И. Суриков. «Бывает снег комочками» Грабин. «Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков. Загадки: На всех садится, никого не боится. Не снег, не лед, а серебром деревья убирает. Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно. Бел да не сахар, ног нет, да идет. Самостоятельная деятельность детей: Игры с трафаретами для снега «составь узор». Постройка снежного домика. Печатание на снегу. Нарисовать следы птиц на снегу. Раскрашивание снега и лепка по желанию. Результаты проекта: В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.
|