Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла». |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Михайлова Ольга Анатольевна | |||
26.08.2023 20:09 | |||
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла». Цель: активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: Рассматривание с детьми картин о зиме, наблюдения на прогулке, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность по данной теме. Методы: словесный, игровой, наглядный, практический. Оборудование и материал: Демонстрационный: «снежный ком», снежинка, письмо с заданиями-снежинками, магнитная доска, мольберт, модели для звукового анализа и работы с предложением, карточки с изображениями зонта, иглы, мышки, аиста, снега, снежинок, снеговика, снегурочки, снегирей, Раздаточный: схемы и модели для звукового анализа, маленькие комочки-снежки, листочки с изображениями снеговиков, карандаши (простой, красный, синий, зеленый). Ход НОД:
Игра «Снежный ком». Посмотрите, какой красивый снежный ком у меня в руке. Он хочет с нами поиграть. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись, комочек снежный по рукам, по рукам! У кого комок остался, улыбнется всем друзьям!» Давайте повторим эти слова все вместе (повторили). Начинаем игру! (хвалим того, кто улыбается). Посмотрите друг на друга! У всех веселые улыбки и хорошее настроение! Они нам сегодня очень пригодятся! Садитесь на стулья.
Ребята, вот чудеса, сама снежинка к нам пожаловала в гости? Давайте рассмотрим ее. Есть еще какой-то странный конверт, на нём ничего не написано (на конверте нарисованы снежинки), только вся в снежинках… От кого интересно может быть это письмо? Как вы думаете? (ответы детей). Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо и снежинки). Я здесь вижу только много снежинок и письмо. Давайте прочитаем и узнаем от кого письмо. Пора заданья вам давать, друзья, Вам без меня прожить нельзя. Как на санях не покататься? Как не слепить снеговика? Ну как, ребята, вам остаться Без снежной горки, без катка?» Ребята, догадались от кого это письмо? (от Зимы). Верно! От Зимушки-Зимы. Она прислала нам задания. Согласны выполнить ее задания? (Да) А задания вот на этих волшебных снежинках. На них буквы. Если выполним все задания, то сможем прочитать зашифрованное слово. Готовы?
Но прежде чем приступить к выполнению заданий, немного разомнемся: поиграем с нашими язычками. Ма – ма – ма наступила зима. Ме – ме – ме рады мы зиме. Ду – ду – ду в зимний лес иду. Та – та – та кругом красота. Сы – сы – сы мерзнут носы.
На доске зашифровано слово. (на доске 4 картины, назвав первые звуки в них можно составить слова зима) Нужно его расшифровать по первым буквам. Итак, какое слово получилось? (Зима). Воспитатель пишет на доске это слово Все дети работают с раздаточным материалом за столами (карандашом записывают получившееся слово), а один ребенок у доски. Все справились? А вот и первая снежинка. Открывается буква М.
Ребята, давайте сейчас каждый из вас самостоятельно разберёт слово “зима” на своих столах с помощью фишек. Чтобы правильно сделать анализ, давайте вспомним, каким цветом мы обозначим гласные звуки, твердые согласные, мягкие согласные. Все дети работают с раздаточным материалом за столами, а один ребенок у доски. Какой первый звук в слове? Произнеси его и дай характеристику. Каким цветом его обозначили? Почему, вы решили, что это мягкий согласный? Какой второй звук? Каким цветом его обозначили? Почему? Что вы можете сказать о третьем звуке? Какой четвёртый звук? Дайте ему характеристику? Сколько согласных звуков в слове? гласных звуков? Молодцы, справились с заданием. Вот и вторая снежинка появилась, открывается буква О. Нам нужно разделить это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Зима»? (два). Почему в этом слове два слога? ( «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов»). Выделите голосом ударный слог в этом слове. Позовем все вместе зиму. На какой слог падает ударение? (на второй). На какой звук во втором слоге падает ударение? (на звук «а»). Почему? (Ударение может падать только на гласные звуки). А вот и третья снежинка. Открывается буква Л.
Зимой все покрыто белым пушистым снегом. А давайте поиграем с этим словом. Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю … снег. С неба всё скользят пушинки — Серебристые … снежинки. Словно в белый пуховик Нарядился … снеговик. Рядом — снежная фигурка — Это девочка-… снегурка. На снегу-то, посмотри — С красной грудкой …снегири! Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежная, снегопад, снеговик, снегурка, снегири). На мольберт выставляются на мольберт карточки с изображениями: снега, снежинок, снеговика, снегурочки, снегирей. Внимательно посмотрите на карточки и назовите слова, в которых есть звук [с]. (Снег, снежинки, снеговик, снегурочка, снегири.) Где в этих словах находится звук [с]? (В начале слова.) Назовите слова, в которых три слога. (Ответы детей.) Давайте проверим. (Дети вместе с воспитателем «прохлопывают» названные слова). Открывается четвертая снежинка буква О
Какие красивые снежные комочки прилетели и к вам на стол. Это волшебные снежки. Я назову какое-нибудь слово, а вы сложите его из них. Сколько слогов, столько и снежков (мороз, лыжи, ком, лед, сугроб).
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся) Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны) Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх) Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев) И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики») Игра называется «Кто внимательный». А правила здесь такие, я говорю вам слово, а ваша задача услышать правильно первый звук слова и если слово начинается с твердого согласного звука, то вы показываете синюю карточку, если с мягкого согласного звука, то зеленую карточку (метель, лед, сосулька, град, сугроб, снежинка). я рада, что вы смогли выполнить это задание. Вот и шестая снежинка открывается буква Ц «Найди нужную схему». -Ребята, посмотрите для этого задания нам предложены схемы и несколько предложений. Наша задача найти к каждому предложению свою схему. Я буду говорить вам предложения, а вы подумаете, и скажите какая схема подходит к данному предложению, и повесите на доску.
-Молодцы. А теперь давайте сами попробуйте составить предложения по этим схемам. Сколько слов в этом предложении? (индивидуальная работа) Итог: и с этим заданием вы умело справились. Вот и последняя снежинка открывается буква Ы. Молодцы ребята, со всеми заданиями Зимы вы справились. Давайте все дружно вместе прочитаем- Молодцы. Зима осталась очень довольна вами, хорощо потрудились. Какие задания вам показались самыми интересными? Какие задания у вас вызвали затруднения? (ответы детей) Зимушка-зима приготовила для каждого из вас подарочки- раскраски, снеговиков…Они очень хотят, чтобы вы принарядили их на Новый год, хотят яркие шарфики, веселые ведерки…
|