Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе «В гости любим мы ходить, но зимние месяцы решили к себе пригласить». |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Черкашина Светлана Александровна, Горюнова Надежда Николаевна, Евстратенко Кристина Викторовна | |||
11.12.2022 15:42 | |||
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе «В гости любим мы ходить, но зимние месяцы решили к себе пригласить». Цель:
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках. Оборудование: «снежки» — ватные диски; ларец с заданиями; видеопроектор, ноутбук. Ход НОД Организационная часть. Психологический настрой. Воспитатель: В лес сегодня на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Вам, ребята, не найти. Друг за другом становитесь, (встать в круг) Крепко за руки беритесь, По дорожкам, по тропинкам По лесу гулять пойдём (идти) Приключения найдём! Речевая разминка. Воспитатель: Ребята, мы взялись за руки и сейчас, чётко все вместе повторяем волшебные слова: «Ра-ра-ра – в сказку нам пора, Ги-ги-ги – нам тропинка помоги. Раз, два, три, четыре, пять – Можно сказку начинать» (открывается ширма, а за ней – волшебный ларец украшенный снежинками). Воспитатель: Ребята, для того чтобы открыть нам ларец нужно выполнить задание, которое приготовила нам зима на этих красивых снежинках. (Воспитатель берет снежинку с ларца). Основная часть 1. Дидактическая игра «Подбери признаки». Воспитатель: Какое сейчас время года? (слайд 1) Воспитатель: Зима какая? (холодная, морозная, снежная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная) Воспитатель: Чего очень много зимой? (снега) Воспитатель: Снег какой (белый, пушистый, мягкий, чистый) Воспитатель: Сколько зимних месяцев? (Три) Воспитатель: Как их зовут? (Декабрь, Январь, Февраль) Воспитатель: Знаете ли вы, сколько месяцев в году? (Двенадцать) Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как их зовут? 2. Физкультминутка «Двенадцать месяцев». Импровизация движений. Воспитатель: А сейчас запоминай: (Дети грозят пальцем.) Это март, апрель и май, (По очереди загибают пальцы на одной руке.) Три сыночка-месяца (Поднимают вверх три пальца.) Шаловливы и ловки (Хлопают в ладоши.) Лета красного сынки: Вот июнь, июль, за ним (Отводят в сторону одну руку, потом в другую). Август рыбку ловит им. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими.) Вот прошли весна и лето. (Проходятся пальчиками по бёдрам к коленкам.) Осень в золото одета. (Ставят руки на пояс и повороты из стороны в сторону.) На дворе сентябрь, октябрь. (Отводят в сторону одну руку, потом другую.) С дождиком всегда ноябрь. (Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой, дождик) У зимы же, посмотри, (Вытягивают обе руки вперёд.) Дети есть -их тоже три: (Поднимают три пальца.) Декабрь, январь и февраль (Загибают по очереди пальцы.) Одели все в снежную шаль. (Поднимают руки и постепенно опускают их, делая мягкие движения кистями рук.) Воспитатель: Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются все вместе. Но люди рассказывают, будто в одной волшебной сказке была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Вы уже догадались, о какой сказке идет речь? (Да) Воспитатель: Как называется сказка? (Сказка «Двенадцать месяцев») (слайд 2) Воспитатель: Кто автор этой сказки? (С. Я. Маршак) Воспитатель: Как вы думаете, можно ли собирать цветы в зимнем лесу, в январе? Воспитатель: Почему нельзя? (Размышления детей) Воспитатель: Что бывает зимой? Воспитатель: Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки и озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.) (слайд 3) Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами зимние месяцы, и назовем их еще раз. (Декабрь, Январь, Февраль) На экране картины о декабре, январе, феврале. Рассказ воспитателя о зимних месяцах Воспитатель: (слайд 4) Декабрь – последний месяц года, первый месяц зимы. Этот месяц год кончает, Зиму нашу начинает, Реки льдом он покрывает Ну и Рождество справляет. В месяц этот дни короче, А длинней конечно ночи. В декабре лежат снега На полях и на лугах. Только наш декабрь пройдет, Народ встречает Новый год. Воспитатель: (слайд 5) Январь – первый месяц года и второй месяц зимы. Посмотрите, во дворе Все деревья в серебре. Пляшет белая метель В новогодний первый день. Отшумели праздники, Говорят проказники: “Старый год немного жаль, А на улице январь» Воспитатель: (слайд 6) Февраль – последний месяц зимы. В феврале, в феврале Вьюга мчится на метле, Заметает все пути, Чтобы марту не пройти, Не пройти — не придти И весну не привести! Воспитатель: Ребята, а какие они зимние месяцы? (холодные, снежные, и т.д.) Воспитатель: Какой у них характер? (ответы детей: суровый, дерзкий, ледяной и т.д.) Воспитатель: Настало время, пригласить в гости к нам: Декабрь, Январь, Февраль. Воспитатель: Ребята, кто же нам приготовил ларец? (Братья – зимние месяцы.) Воспитатель: Ну конечно! Зимние месяцы решили с вами поиграть и отправили вам волшебный ларец. Если вы готовы, то в добрый путь! Воспитатель: Ой, он не открывается! Надо сказать волшебные слова, чтобы ларец открылся. Повторяйте за мной: «РА-Ра-Ра – в сказку нам попасть пора «Ларец замочек отвари, ребятам чудо покажи». Из ларца воспитатель достает корзину со снежками. Воспитатель: Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду вам загадывать загадки, вы их отгадываете, а за каждую правильную отгадку берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Если вы верно отгадаете загадку, на экране появиться ответ. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. 3. Отгадывание загадок. 1. Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять — так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички) Слайд 7 2. Что за нелепый человек Пробрался к нам В двадцатый век? Морковкой нос, В руке метла, Боится солнца И тепла? (Снеговик) Слайд 8 3. Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.) Слайд 9 4. Мы — проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь — лежим, в снег — бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.) Слайд 10 5. С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые... (Снежинки) Слайд 11 6. Белый дед, белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму - Никто не поднимет. Весна придет - Он сам уйдет. (Сугроб) Слайд 12 Воспитатель: Снова загляну в ларец и достану из него следующее задание. 4. Игра «Какой? Какая?» (подбор однородных определений к словам) Воспитатель: Назовите как можно больше слов, которые отвечают на ворос — какой? какая? Воспитатель: Слайд 13. ЗИМА (какая?) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная и т.д. Слайд 14. СНЕГ (какой?) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый. Слайд 15. ЗИМНИЙ ДЕНЬ (какой?) – ясный, короткий, морозный. Слайд 16. ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный, ломкий, скользкий. Слайд 17. МОРОЗ (какой?) — трескучий, ледяной. Слайд 18. СНЕЖИНКА (какая?) — искристая, пушистая, холодная. Воспитатель: Снова загляну в волшебный ларец и достану следующее задание, которое приготовили месяцы. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Братья — месяцы забыли дописать слова в стихотворении, давайте им поможем, и подскажем нужные слова. 6. Игра «Доскажи словечко». - Тихо, тихо как во сне падает на землю …СНЕГ - С неба все скользят пушинки — серебристые …СНЕЖИНКИ - Вот веселье для ребят все сильнее …СНЕГОПАД - Вот веселье для ребят все сильнее… СНЕГОПАД - Снежный ком на снежный ком, все украсили …СНЕЖКОМ (снег ласково) - Будто глыбы вековые здесь фигуры… СНЕГОВЫЕ - Словно для холодной королевы они …СНЕЖНОЙ - Кто же это? …СНЕГОВИК - Рядом снежная фигурка — это девочка …СНЕГУРКА - На снегу то посмотри с красной грудкой …СНЕГИРИ - На хороший снежный скат нужен быстрый …СНЕГОКАТ - Набирая быстрый ход в лесу мчится …СНЕГОХОД - Словно в сказке как во сне землю всю украсил …СНЕГ. Воспитатель: Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…) Воспитатель: На какое слово они все похожи? (на слово «снег») Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько слов вы назвали. А теперь, детвора, ждет вас новая игра. 7. Зимняя игра «Мороз, Снежинка и Пурга»! Если я скажу "Мороз" — стой, как будто ты замерз! Если я скажу "Снежинка" — все кружитесь, как пушинки! Если я скажу "Пурга" — разбегайтесь кто куда! - Молодцы! Все ловкие, быстрые и внимательные! 8. Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблицам. Слайд 19. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить для братьев — месяцев рассказ о зиме. В этом нам поможет наша помощница-таблица. Посмотрим на экран, на нем появилась волшебная таблица. По ней мы будем составлять рассказ о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все картинки. Каждая картинка — это новое предложение. Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало: Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима! Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено. И закончить рассказ: Я люблю зиму! (Дети составляют рассказы по мнемотаблице о зиме). Заключительный этап. Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, надо прощаться с зимними месяцами. Им понравились ваши ответы. Вы запомнили, как их зовут? Свой волшебный посох они передадут другим братьям — месяцам. Как вы думаете, какому времени года? Каким месяцам? Правильно, весне и месяцам – Марту, Апрелю, Маю. Слайд 20. Воспитатель: Давайте повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора» (ширма ставится на место) Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось? Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу и выполнение заданий Декабрь, Январь и Февраль вам передали угощение.
|