Конспект организованной образовательной деятельности «Зимние посиделки» (подготовительная группа) |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Балеева Елена Александровна | |||
21.11.2022 18:56 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности «Зимние посиделки» (подготовительная группа) Подготовила и провела Балеева Елена Александровна, воспитатель МБОУ «Нахабинская гимназия №4» городского округа Красногорск МО Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи:
Предварительная работа:
Чтение и разучивание произведений русского народного фольклора, знакомство с народными приметами, народным календарём, разучивание русских народных игр, рассматривание иллюстраций, репродукций картин по теме «Русская изба», посещение мини – музея русского народного быта «Горенка», беседа о русских народных ремеслах, декоративно-прикладном искусстве. Материалы и оборудование:
Ход занятия (Дети в русских народных костюмах заходят в зал, занимают свои места) Воспитатель: Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Ребята, мы здесь сегодня собрались, чтобы поговорить о нашей Родине, о древней Руси. Давайте начнем наше занятие со стихов, которые вы подготовили. Ребенок: Времена теперь другие, Как и мысли, и дела, Далеко ушла Россия От страны, какой была. Ребенок: Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину Мы рассказывать начнем, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Воспитатель: (Слайд 1) Расскажем мы сейчас о Руси — матушке, о далеких временах неведомых. Жили — были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки (Слайд 2). Умели пахать (Слайд 3) да косить (Слайд 4), дома — терема рубить (Слайд 5), умели и холсты ткать, узорами их вышивать (Слайд 6). В старые времена длинными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пряли (Слайд 7), вязали (Слайд 8), вышивали (Слайд 9), лапти плели (Слайд 10), из глины посуду лепили (Слайд 11), из дерева ложки да игрушки вырезали (Слайд 12). (Слайд 13) Молодые люди прислушивались к советам старших, учились у них трудиться, учились мудрости жизни, искусству вести хозяйство, объединять и укреплять семью. Такие вечера назывались посиделки. Но не только любимым рукоделием занимались на посиделках, а еще пели песни, рассказывали сказки, играли в народные игры (Слайд 14). И я вам, ребята, предлагаю поиграть в русскую народную игру. Русская народная игра «Полотенце» Воспитатель: Вот какие были интересные игры, а играли мы всего лишь с полотенцем. Давайте еще раз скажем, как называется такое полотенце? (Рушник) Воспитатель: Поиграли мы с вами, позабавились, а какие пословицы о доме, о хозяйстве вы знаете? (Слайд 15) Дети: - Наша изба славна, тепла — на дворе метель, а у нас тепель! - Домом жить — не лукошко шить. - Домом жить — обо всем тужить. - Дом вести — не лапти плести. Воспитатель: Верно, ребята, чтобы дом вести, многое нужно знать и уметь. Давайте вспомним, какие предметы быта были в русской избе. А поможет нам в этом «Сундучок загадок». Я вам буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать и «отгадки» находить в сундучке. Загадки: 1. Рогат, да не бык, Хватает еду, да не сыт, Что схватит — людям отдает, Сам в угол на отдых идет. (Ухват) 2. Он, как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там в печке уголок - Кашу сварит… (Чугунок) 3. Деревянная подружка, Без нее мы, как без рук, На досуге — веселушка И накормит всех вокруг Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает. (Ложка) 4. В лесу родились, В руках плелись, На ногах носились. (Лапти) 5. Ростом разные подружки Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка! (Матрешка) (Слайд 16) 6. Веселая, белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну, назови — ка меня! (Дымка) (Слайд 17) 7. Снежно — белая посуда, Расскажи-ка, ты откуда В гости к нам сюда пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Небесными, красивыми. (Гжель) (Слайд 18) 8. Резные ложки и ковши Ты разгляди — ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые, А, может, солнцем залитые. (Хохлома) (Слайд 19) Воспитатель: С загадками вы справились. А из каких материалов сделаны все эти предметы? (Дерево, глина, металл). Верно, люди использовали те материалы, которые их окружали. А какие руки золотые были у народных мастеров! Какие замечательные изделия они изготавливали и расписывали. Мы должны гордиться, что в нашей стране всегда были и есть такие народные умельцы! Но и мы с вами уже многому научились. На выставке представлены ваши работы по декоративной росписи. А использовали мы с вами для рисования тоже многие предметы, которые нас окружают: ватные палочки, пробки и даже собственные ладошки. Воспитатель: Испокон веков дом держался, в первую очередь, на женщине, на хозяйке. (Слайд 20) Давайте расскажем о работе хозяйки: с чего она начинала утро, чем занималась целый день. Ребенок: А хозяюшка в дому, Что оладушек в меду: Она прибирает, она подавает, Она одна за все отвечает. Воспитатель: Рано — ранёшенько начинала хозяйка хлопоты по дому: надо печь истопить, воды наносить. (Слайд 21) Ребенок: За студеною водицей Водоноска — молодица, Как лебедушка плывет, Ведра полные несет. Выход «Шла девица за водой» Воспитатель: Вот какая красавица молодица у нас. Маша не просто так прошла с ведрами. Посмотрите на нее внимательно и отгадайте еще одну загадку: Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Двое искупались, вышли, На третьем повисли. Кто эти братья? (Два ведра и коромысло) Коромысло. Этот предмет пришел к нам с давних пор. И сейчас в некоторых деревнях пользуются коромыслом. Обратите внимание на иллюстрацию. Коромысло не просто было вырезано из дерева, а могло быть украшено резьбой, узорами декоративной росписи. И вёдра тоже очень красивые: деревянные и также украшены русскими узорами. Воспитатель: Русские женщины всегда отличались красотой и добротой, трудолюбием и гостеприимством, славились русские женщины своим рукоделием: какие они плели кружева, ткали ковры. Собирались они зимними вечерами на посиделки, пели песни. Тихо жужжала прялка. (Слайд 22) (Девочки с платочками полукругом шьют) 1. Игла-барыня, княжна, Весь мир нарядила, Нарядила, обшила, Сама нагая ходила. 2. Она тонка да длинна, Одноуха, остра, Одноуха, остра, Всему миру красна 3. А я тычу – потычу! В носик стальной, В носик стальной, Хвостик льняной 4. Хвостик нитяной Тяну – тяну за собой Сквозь холст он проходит, Конец себе находит. 5. Какова пряха, Такова и рубаха. (Под музыку выходят на круг, возвращаются на места) Воспитатель: Умение прясть, вязать, вышивать испокон веков передавалось из поколения в поколение. Посмотрите, какие рукодельные ваши бабушки и мамы! Какие чудесные изделия они предоставили нам для нашей выставки. Да и вас они, наверное, учат и вязать, и шить, и вышивать. Воспитатель: Умели работать русские люди, умели и отдыхать. (Слайд 23) (Выбегает мальчик) Как у наших у ворот Собирается народ! Все со скрипочками Да с балалаечками. Эх, возьму я в руки балалайку, Да потешу я свою хозяйку! Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван! Вместе: Собрались мы позабавиться, Да потешиться, Пошутить, поиграть, посмеяться. (Слайд 24) Воспитатель: Ребята, берите ложки, давайте повеселимся! Танец с ложками (Слайд 25) Воспитатель: Потрудилась хозяюшка на славу: и печь истопила, и воды наносила, и тесто замесила, и пирогов напекла. Давайте, ребята, все вместе скажем русскую народную пословицу: Все: «Не красна изба углами, а красна пирогами». «Хлеб, да соль Вам!» (Выносятся пироги)
|