Проект «Зимующие птицы»
МБДОУ № «Детский сад общеразвивающего вида» Старшая группа 2021-2022 уч. год
Вид проекта: групповой, познавательно — информационный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Период и срок проекта: краткосрочный — 2 недели
Актуальность. Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитывать гуманное к ним отношение.
В ходе тематической беседы «Перелетные и зимующие птицы» выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Воспитанники путают зимующих и перелетных птиц, не могут ответить какую пользу они приносят, почему одни остаются зимовать с нами, а другие улетают на юг. Выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.
Скачать конспект
Мы решили реализовать проект «Зимующие птицы».
Цель: создание условий для расширения представлений об особенностях жизни зимующих птиц.
Задачи:
Обучающие:
|
- 1.Расширять и углублять знания детей о зимующих птицах.
- 2.Формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида и приспособлении их к среде обитания;
- 3.Расширять представление детей о зимующих, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
|
Развивающие:
|
- 1.Развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание.
- 2.Развивать связную устную речь детей при ответах на вопросы и составлении предложений.
- 3.Пополнять активный и пассивный словарный запас детей при вводе новых слов в процессе проекта.
|
Воспитывающие:
|
- 1.Воспитать заботливое и бережное отношение к птицам.
- 2.Создать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
|
Педагогические технологии, методы и приемы:
- Информационно-коммуникационные технологии: интернет-ресурсы.
- Наглядные: наблюдения, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций.
- Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о птицах.
Планируемые результаты:
- Сформированы: познавательный интерес и заботливое отношение к птицам, правильное представление об отлёте птиц на юг осенью.
- Расширились знания детей о зимующих птицах, об особенностях их существования в лесу, парке, городе.
- Участвуют в беседах во время рассматривания и наблюдения за птицами.
- На протяжении реализации проекта у детей улучшилась связная речь, пополнился активный и пассивный словарь.
Продукт проекта:
- Создание условий для познавательной деятельности в процессе проекта.
- Выставка кормушек, изготовленных родителями совместно с детьми «Птичья столовая».
- Совместно с детьми оформить социальный плакат «Покормите птиц зимой».
- В перспективе, изготовить лэпбук на тему «Зимующие птицы».
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- Определение проблемы и актуальности проекта;
- Постановка цели и задач;
- Определение технологий, форм и методов работы;
- Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
- Создание РППС:
- внесение альбома со стихами «Зимующие птицы»;
- подобрать картотеки дидактических игр по теме;
- подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы по теме проекта;
- изготовление дидактических пособий и атрибутов к играм по теме проекта.
2 этап: практический (реализация проекта)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Работа с воспитанниками:
Образовательная область
|
Занятие
|
Содержание работы
|
Познавательное развитие
|
Формирование целостной картины мира
|
1 занятие – Беседа с детьми о зимующих птицах [см. конспект в приложении №1 из проекта «Зимующие птицы»]
|
Формирование элементарных математических представлений
|
1 занятие – «3 занятие» [4; стр. 31,]
|
Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность
|
Игра – эксперимент «Из чего птицы строят гнезда?»
Конструирование: «Птичка», «Кормушка для птиц» [см. картотеку игр по конструированию]
|
Речевое развитие
|
Развитие речи
|
1 занятие – Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»» [1; стр. 45, занятие 3]
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование
|
Тема: «Красивая птица – снегирь» [см. конспект НОД «Птица-снегирь» приложение №1 проекта «Зимующие птицы»]
|
Аппликация
|
Коллективная работа в технике обрывная аппликация по теме: «Зимующие птицы» [см. конспект НОД в прил. №1 проекта «Зимующие птицы»].
|
Лепка
|
Тема: «Птички на кормушке» [см. конспект НОД «Птички на кормушке» приложение №1 проекта «Зимующие птицы»]
|
Чтение художественной литературы
|
- Беседы:
Беседа: «Пернатые друзья»
- Словесные игры:
«Назови ласково»
«Весёлый счет»
- Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Воробей», Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички», В. Бианки «Сова», С. Алексеев «Снегирь»
- Отгадывание загадок по теме
|
Музыкально-художественная
|
Слушание «Пение птиц», «Птичьи голоса»
|
Социально-коммуникативное развитие
|
- Сюжетно-ролевые игры (см. картотеку сюж.-ролевых игр)
- Дидактические игры: «Кто лишний?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Составь картинку» (разрезные картинки птиц), «Один-много»,«Улетает-не улетает» (игра с мячом) «Счетптиц», «Чей хвост?», «Сколькоптиц прилетело?»,"Угадайптицу по описанию", «Кто что ест?»,«Узнай по голосу» «Будь внимателен!», «Выложи зимующих птиц по образцу», «Узнай птицу по частям тела», «Угадай, что за птица, по словам - описаниям».
- Игра-загадка «Я расскажу о ком-то, а ты отгадай»
- Настольные игры лото «Птицы », бродилки «Птицы».
- Прогулки (см. картотеку прогулок).
|
Физическое развитие
|
- Подвижные игры «Птички и кошка», «Найди себе пару»
- Малоподвижные игры: «Что спрятано?», «Сорока - белобока» [см. «Картотеку игр по физическому развитию»].
- Физминутки: «Птички», «Скачет шустрая синица», «Вот на ветках, посмотри!»
- Дыхательная гимнастика: «Ворона», «Птички полетели», «В лесу», «Чья птичка дальше улетит»
|
Дополнительная деятельность по проекту
|
- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями птиц.
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
- Рассматривание пера птицы через лупы
- Просмотр презентаций «Зимующие птицы»
- Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка», «Воробьи»
|
Работа с родителями:
Образовательная область
|
Мероприятие
|
Название
|
Цель
|
Познавательное развитие
|
Консуль-ии в информационный уголок
Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы
Акция
|
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
«Птицы зимующие»
Покормите птиц зимой»
|
Привлечение родителей к акции
«Покормите птиц зимой»
Пополнение ППРС
Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи
|
Речевое развитие
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Социально-коммуникативное развитие
|
3 этап: заключительный (обобщающий)
Продукт проекта:
- По результатам работы совместно с детьми оформлен социальный плакат «Покормите птиц зимой».
- Проведено итоговое занятие-викторина «Загадки пернатых» (см. прил.)
- Оформлена выставка кормушек «Птичья столовая», кормушки успешно используются по назначению.
Вывод: изготовление лэпбуков на тему «Зимующие птицы» остались в перспективе. Остальные планируемые результаты достигнуты.
|