Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
Здоровье
Автор: Лаврентьева Маргарита Владимировна   
10.12.2011 19:18

Роль семьи в воспитании ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья в семьеУхудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей),  ряд нерешённых социально –экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
В 1980-1990-е г.г. в России принимаются международные документы: Декларация прав ребёнка, Декларация оправах умственно отсталых лиц, Декларация  о правах инвалидов, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.)  и создаются законодательные документы: Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании», Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение.  В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребёнка с отклонениями в развитии здоровья и появляются новые возможности решения их проблем.


Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей,  т.к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.
Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком,  максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч.  социально – психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка.   
Для   семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными  являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка.
Однако функции семьи  могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определены условия жизни личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности.  Рассмотрим основные периоды жизненного цикла семьи, имеющей ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья:
•    Рождение ребёнка: получение информации о наличии патологии, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме, сообщение другим членам семьи и близким людям.
•    Дошкольный возраст ребёнка: взаимодействие со специалистами, принятие решения о воспитания ребёнка.
•     Школьный возраст взаимодействие со специалистами, принятие решения о форме школьного обучения, организация  учёбы, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребёнком.
•    Подростковый возраст ребёнка: взаимодействие со специалистами, привыкание к хронической природе заболевания ребёнка, решение проблемы изоляции ребёнка.
Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким какой он есть, независимо от социального статуса, состояние здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребёнке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.  
Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представление о себе и других, о мире в целом Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы.
Проживание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье создаёт  в ней совершенно особую обстановку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок. От отношения к ребёнку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или агрессивные реакции).


Автор: педагог-психолог 
Лаврентьева  Маргарита Владимировна. 
ГОУ детского сада комбинированного вида № 1957
ВАО г.Москвы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год