Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лин — проект «Бережливый детский сад»
Здоровье
Автор: Поволоцкая Светлана Анатольевна Давкина Надежда Владимировна Врспитатель   
10.06.2024 23:02

Лин — проект «Бережливый детский сад»Лин — проект «Бережливый детский сад»

Авторы:

  • Поволоцкая Светлана Анатольевна, старший воспитатель, учитель-дефектолог,
  • Давкина Надежда Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка», г. Мариинск, Кемеровская область-Кузбасс

Пояснительная записка:

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы деятельности: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование также не стало исключением. Бережливые технологии активно внедряются в дошкольные учреждения. Бережливое использование, бережливое отношение, рациональное применение – основные составляющие бережливого производства в ДОУ. При организации работы с группой детей создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным в данном направлении является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения на красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей (законных представителей) о правилах учреждения.

 

Скачать конспект

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка.

Система бережливых технологий в ДОУ подразумевает воспитание бережливых и экономных детей не с помощью запретов и нравоучений, а путём вовлечения взрослых и обучающихся в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализовать поставленную цель и задачи поможет организация проектной деятельности по группам.

Характеристика лин-проекта

По типу: информационно-практико-ориентированный; по числу и возрасту участников – обучающиеся ДОУ всех возрастных категорий; по времени проведения – долгосрочный; по характеру контактов — в рамках ДОУ, групповой, совместный с родителями (законными представителями), педагогами ДОУ.

Актуальность

Идея бережливых технологий пришла в образование из бизнеса. Для того чтобы оптимизировать производство, опытные менеджеры разрабатывают пути развития с учетом наименьших затрат. По тому же принципу строятся и наши методы работы.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблема здоровья детей и умения обезопасить себя в условиях детского сада и семьи приобретает глобальный характер. Для сохранения и укрепления здоровья ребёнка, его безопасного поведения на занятиях и в быту необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его с целью создания условий для здорового образа жизни и безопасности.

Таким образом, с раннего возраста будет формироваться определённая культура поведения по укреплению и сохранению здорового образа жизни, а также умения обезопасить себя при необходимости. Знания, умения и навыки, приобретённые в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к сбережению здоровья во взрослой жизни.

Вокруг детей с раннего возраста необходимо создать такую развивающую и воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического и здоровьесберегающего характера. Поэтому формирование привычек в детстве к здоровому образу жизни, становятся неотъемлемой частью жизни детей.

Знания, как конечный продукт, выходят с конвейера образовательного процесса. Задача нас, как педагогов, грамотно и профессионально его организовать. Изменения в современном мире привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.

Большинство представителей современных дошколят:

  • проявляют индивидуальность и уникальность
  • охотно овладевают современными навыками и умениями.

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний обучающихся, их родителей (законных представителей), возможностей педагогического коллектива в образовательный процесс включается игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к своему здоровью, окружающему миру, ресурсам и времени. Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в ДОУ. Что такое бережливые технологии? Зачем необходимо внедрять технологии бережливого производства в образование?

«Бережливые технологии в ДОО» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОО, развитие критического мышления сотрудников.

Основными ценностями бережливых технологий являются:

  • признание человеческого ресурса как главного источника создания ценности;
  • применение современных педагогических методик с целью улучшения качества игровой деятельности с детьми;
  • снижение потерь.

Основным методом работы является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркеры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка и взрослых, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Цель лин-проекта:

- внедрение бережливых технологий в организационную культуру детей, педагогов и родителей (законных представителей), формирование бережливого сознания.

Задачи лин-проекта:

  • повысить уровень безопасности дошкольников
  • сократить временные затраты и финансовые потери
  • воспитать бережное отношение к своему здоровью, ресурсам, времени
  • повысить качество образовательного процесса
  • повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи по вопросам бережливости

Инновационный потенциал

В процессе внедрения принципов бережливых технологий в образовательную деятельность МБДОУ по-новому организуется рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон, применяются цветные маркеры для обозначения опасных зон в группах и коридорах, разрабатываются инструкции, алгоритмы, схемы для детей, воспитателей, педагогов – специалистов и родителей (законных представителей) обучающихся с целью сокращения затрат времени на режимные моменты, применяются современные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип «5S». Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду:

  1. «Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.
  2. «Соблюдение порядка» – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.
  3. «Содержание в чистоте» – содержание рабочего места в чистоте и опрятности.
  4. «Стандартизация» – поддержание порядка — необходимое условие для выполнения первых трёх правил.
  5. «Совершенствование» – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в ДОУ применение бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.

Основным методом работы является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования — визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребёнка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Использование инструментов бережливых технологий в дошкольной образовательной организации способствует:

  • эффективной реализации федеральных государственных стандартов;
  • улучшению образовательного процесса, оптимизации работы;
  • повышению качества образования;
  • обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса;
  • сокращению временных и финансовых потерь;
  • повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов;
  • развитию образовательной организации.

Деятельностный аспект личного вклада педагогов по проекту:

  • применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей (законных представителей) и сотрудников;
  • проведение цикла развивающих занятий для детей;
  • повышение информированности родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников через визуализацию и организацию открытых мероприятий;
  • стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
  • рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.

В рамках лин-проекта планируется реализация конкретных мероприятий:

  • применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (в детском саду появятся разметки, указатели, надписи на шкафах и т.д.)
  • обеспечение наличия визуализированных инструкций и разметки
  • размещение цветовой кодировки на траекторию открывания дверей в коридоре
  • повышение информированности родителей (законных представителей) через визуализацию и организацию открытых мероприятий
  • организация и оптимизация рабочего пространства через визуализацию
  • стандартизация ежедневных операций

- организация электронного пространства персонала и родителей (законных представителей).

Методика работы в рамках проекта разрабатывается с учётом возрастных и психологических особенностей детей, условий ППРС. Внедрение бережливых технологий приведёт, в целом, к системному, эффективному воздействию и улучшению образовательного процесса в ДОУ, позволит всесторонне выявить недочёты и устранить потери как у работников, так и у обучающихся ДОУ. В группах детского сада будут размещены элементы применения визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей (законных представителей) обучающихся и сотрудников, такие как: разметки на столах, на дверях в коридорах, система пространственной навигации (указатели), система стандартизации ежедневных операций в режиме работы коллектива и режима дня обучающихся детского сада (будут разработаны алгоритмы ежедневных действий детей), будет создана креативная среда с использованием системы «5С» в работе групповых ячеек (надписи на шкафах и т.д.).

Предполагаемый результат

  • Оптимизация и визуализация текущих процессов в детском саду.
  • Повышение эффективности организации образовательной деятельности ДОУ.
  • Повышение удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательного процесса.
  • Освобождение времени для самообразования и творчества детей и педагогов.
  • Повышение удовлетворенности детей и взрослых.

План реализации лин-проекта

Сроки реализации

Мероприятия

Ответственные

1 этап - Подготовительный

(01.02.2023 г. – 28.02.2023 г.)

- Формулирование темы проекта, его актуальности, целей, задач.

- Подборка материалов, необходимых для создания и проведения проекта.

- Изучение и подбор литературы по воспитанию бережливости дошкольников.

- Изучение познавательной художественной литературы по данной теме.

- Поиск материалов по всем образовательным областям.

- Подготовка ППРС по возрастным группам.

- Создание карточек – схем.

- Подготовка информации для родителей (законных представителей) обучающихся по теме «Бережливые технологии в ДОУ».

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели возрастных групп, педагоги - специалисты

2 этап – Основной

(01.03.2023 г. – 31.10.2023 г.)

- Внедрение бережливых технологий в образовательный процесс и режимные моменты - Приобщение родителей (законных представителей) к взаимодействию с ДОУ.

Воспитатели возрастных групп, педагоги – специалисты, родители (законные представители) обучающихся

3 этап – Заключительный

(01.11.2023 г. – 15.12.2023 г.)

- Создание презентаций

- Оформление зарисовок, схем и т.д.

- Адвент – игра для детей

- Викторины для детей и педагогов

- Квест – игра для детей

- Выставка семейного творчества (фотоколлажи)

Воспитатели возрастных групп

Проект «Бережливый детский сад» включает в себя четыре блока: «Визуализация», «Здоровьесберегающие технологии», «Детский сад на связи», «Система 5С», реализация которых предполагает соблюдение принципов бережливости.

Реализация мероприятий лин-проекта

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников (разработка алгоритмов работы на рабочих местах)

Февраль- апрель

Педагоги

2.

Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей (законных представителей)обучающихся и сотрудников (разработка системы маршрутизации в ДОУ и т.д.)

Март-октябрь

Воспитатели групп

3.

Рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников (внедрение алгоритмов работы на рабочих местах)

Март-октябрь

Педагоги

4.

Проведение цикла развивающих занятий для детей

Март-октябрь

Воспитатели групп

5.

Повышение информированности родителей (законных представителей) обучающихся через визуализацию и организацию мероприятий (в группах в мессенджерах, консультирование, оформление стендов, плакатов).

Март-октябрь

Воспитатели групп

В рамках реализации лин-проекта выполнен ряд условий:

1.Безопасность является приоритетным звеном в комплексе педагогической иорганизационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребёнок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения.


Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – жёлтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.
Указание – синий цвет.
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.
Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребёнок должен быть бдительным, можно нанести маркеры красного цвета.

2. Алгоритмизация

Алгоритм «Мытьё рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Мытьё рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и родителями (законными представителями) стоит задача научить детей делать это самостоятельно. Научными исследованиями подтверждено, что эта несложная манипуляция на 50-60% снижает риск кишечных инфекций и на 15-20% — возможность заражения гриппом и ОРВИ. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками. Начать готовить ребёнка к самостоятельному выполнению этой процедуры можно с годовалого возраста. Но прежде всего, необходимо проанализировать соблюдают ли взрослые члены семьи правила гигиены. Руки необходимо мыть не только при видимых загрязнениях, но и после прогулки, посещения туалета, игр с животными, до и после еды. В туалетной комнате ребёнок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Родителям (законным представителям) обучающихся тоже рекомендовано расположить данную инструкцию дома над раковиной. Такие единые требования приводят ребёнка к пониманию необходимости выполнять эти процедуры быстро и постоянно.


Алгоритм «Порядок в шкафах».
В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребёнок мог «подсмотреть», как правильно и быстро одеться. Чтобы избежать нравоучений дома, родителям (законным представителям) рекомендуется расположить такие инструкции в шкафу или рядом.

 


3. Порядок в группе. Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы «5С», у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедрённые в дошкольном учреждении, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения. В воспитании ребёнка главное подать нужный пример.

В группах наклеены маркёры в виде картинок, где что находится, чтобы ребёнок четко знал, в каком ящике лежит конструктор, на какой полочке размещены книги, где находятся ножницы и клей для занятий, чтобы он сам без траты лишнего времени, с опорой на картинку или яркий символ, смог достать нужную ему вещь или предмет. И только в таком случае будет реализована одна из целей бережливого производства.

 

4. Игра «Бережливый день» состоит из карточек с ситуациями в течение дня. Старшие дошкольники могут сами составить, какие события будут происходить сегодня, так дошкольники строят распорядок дня. Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей (законных представителей) хотя бы от части хлопот.

 

В ходе проектной деятельности были реализованы следующие блоки:

1. Блок «Визуализация»

В данном направлении предполагается:

1. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ, которая включает:

- организацию рабочих мест детей;

- образовательный аспект (использование мнемотаблиц, картотечной системы занятий);

- безопасность.

2. Организация рабочих мест сотрудников путём стандартизации ежедневных операций.

3. Создание системы опорных сигналов и навигаторов для свободной ориентации в помещении детского сада.

2. Блок «Здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно - оздоровительных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия «ребёнка и родителя», «ребёнка и педагога», «педагога и родителя».  

С целью оптимизации образовательного процесса, необходимо создать такие условия в ДОУ, которые не требуют затрат и будут способствовать здоровьесбережению в течение всего дня без потерь времени, а именно: применение здоровьесберегающих технологий во время проведения ООД, игровой деятельности, прогулок, мероприятий и праздников, проведение закаливающих и оздоравливающих мероприятий для обучающихся,в режимных моментах, организации совместных с родителями (законными представителями) обучающихся Дней здоровья, а также консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по темам здоровьесбережения детей в ДОУ (оформление папок-передвижек, стендов, плакатов, схем, таблиц и т.д.). Каждая из применяемых технологий не требует огромных финансовых затрат и имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни, тем самым сберегая собственное здоровье.

 

 

2 Блок «Детский сад на связи»

Данное направление предполагает использование социальных сетей, с целью повышения информированности родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов.

Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, предоставляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

Современные формы общения вносят коррективы и в привычную атмосферу педагогической деятельности. Несомненным помощником в этом методическом вопросе становится групповое общение в сетевом чате.

Электронная почта– предоставляет услуги по пересылке и получению электронных сообщений (электронных писем) по распределенной (в том числе и глобальной) компьютерной сети.

Особенности электронной почты, позволяющие старшему воспитателю использовать ее в работе с педагогами, следующие:

1. Предоставляет пользователям возможность обмениваться сообщениями, документами без применения бумажных носителей.

2. Позволяет передавать звуковые сообщения, изображения и т. д.

При помощи электронной почты старший воспитатель может без визуального контакта консультировать педагогов (в любое время), отвечать на вопросы, давать рекомендации, рассылать документы, бланки, приглашения на педагогический совет (семинар, мастер-класс), консультации, может принимать и корректировать отчеты в электронном виде.

Использование e.mail способствует сокращению времени и использованию бумаги в работе педагогов.

Также, электронная почта служит проводником информации от педагогов родителям (законным представителям) несовершеннолетних воспитанников, например, о жизни группы, мероприятиях в ДОО, практические материалы (например, стихи для заучивания с ребёнком к празднику, памятки, фото) и личные сообщения.

Группа в социальной сети

Социальные сети для многих родителей (законных представителей) и педагогических работников стали популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляют ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

Группа является одним из основных инструментов, позволяющим установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители (законные представители) выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях, выстраивают общение с педагогом и между собой.

У создателя/администрации группы в сети есть различные возможности привлечения родителей (законных представителей) обучающихся к общению друг с другом: размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников, открытых занятий и т.д.; публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты); размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого-педагогическую литературу и педагогические сайты.

Эти и другие формы будут мотивировать родителей (законных представителей) обучающихся на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал.

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность МБДОУ.

Мобильные мессенджеры (Viber, WhatsApp), которыми оснащены современные смартфоны, - это еще один ресурс для оперативной связи. В некотором отличии от электронной почты и страницы в социальной сети, это приложение позволяет с еще большей скоростью доносить любую информацию небольшого объема. При условии доступа в интернет, приложение позволяет передавать по телефону в режиме реального времени бесплатные текстовые, фото- и видео-сообщения как индивидуально, так и группе абонентов, срочную информацию.

Охват родителей (законных представителей) обучающихся с помощью данного приложения достаточно высок.

4 Блок «Организация рабочих мест по системе «5С» («5S»)»

«5С» («5S»)– система организации и рационализации рабочего пространства, обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение работ.

Принципы системы «5С» («5S»)

Название

Действия

Ключевая фраза

1.

Сортировка

Убрать ненужные вещи с рабочего места (оставить только то, что необходимо и в том количестве, сколько необходимо)

«Если сомневаешься, выбрасывай!»

2.

Соблюдение порядка

Положить каждый предмет туда, где он используется (все находится на своих местах, в чистоте и готовности к применению)

«Свое место для каждой вещи, и каждая вещь на своем месте»

3.

Содержание в чистоте

Убирать и исключать причину загрязнения (регулярная проверка рабочего места для поддержания порядка)

«Лучшая уборка, когда не нужно убираться, не создавай грязь»

4.

Стандартизация

Создать инструкцию и стандарт того, каким должно быть изделие (инструкция включает пошаговое описание действий и методы выполнения работ)

«Смотри и знай, что должно быть сделано»

5.

Совершенствование

Поддержание порядка с помощью того, что проведение «5С» («5S») станет постоянным, второй натурой (сохранение достижений и постоянный поиск улучшений)

«Чем меньше самодисциплины вам нужно, тем лучше»

В ходе реализации бережливого производства:

  • В ДОУ были внедрены элементы навигации через визуализацию коридоров и групп, направленной на повышение безопасности детей, родителей (законных представителей) обучающихся и сотрудников.
  • Разработан цикл развивающих занятий для детей.
  • Повысился уровень информированности в ДОУ (система пространственной навигации: разметки, указатели, в том числе для инвалидов).
  • Стандартизированы ежедневные операции детей и сотрудников.
  • Не требуя значительных финансовых затрат, улучшилось качество образовательного процесса.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год