Конспект НОД по познавательному развитию (ЗОЖ) в подготовительной группе «Чудеса внутри нас. Внутренние органы» |
Здоровье | |||
Автор: Черкасова Ольга Львовна Шелковая Надежда Викторовна | |||
12.09.2023 16:28 | |||
Конспект НОД по познавательному развитию (ЗОЖ) в подготовительной группе «Чудеса внутри нас. Внутренние органы» Цель: формирование интереса детей к внутренним органам своего организма. Задачи:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в «Энциклопедии здоровья для детей», экскурсия в медицинский кабинет, Дети встают в круг парами и показывают друг у друга. Воспитывающие: воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, бережное отношение к своему организму. Материалы и оборудование: стакан с водой, вата, воронка, активированный уголь, фонендоскоп, учебно-развивающее пособие фартук «Внутренние органы, система для капельниц, шарики, макет «Лёгкие», спринцовка, макеты полезных и вредных продуктов, салфетки, губка, канат, запись звука сердца. Методы и приёмы: работа с макетом (фартук с органами), объяснение, беседа, уточнение, вопросы к детям, экспериментальная деятельность, использование наглядного материала, коммуникативная игра, отгадывание загадок. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в «Энциклопедии здоровья для детей», просмотр презентации по теме «Тело человека», «Внутреннее строение человека», беседы о строении человеческого тела, его органах, дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены», сюжетно-ролевая игра «Больница», экскурсия в медицинский кабинет. Ход НОД: I Вводная часть Организационный момент Игра «Для чего нам это нужно?» (дети встают парами и показывают друг у друга ту часть тела, о которой говорится) -Я начну, а вы продолжайте: - Быть у каждого должна очень умной… (голова) - Я верчу ей как умею, голова сидит на… (шее) - Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться, чтоб не знать нам скуки – нам нужны, конечно… (руки) - Бегут по дорожке резвые… (ножки) - Всю еду я съел и вот – мой наполнился… (живот) - На прогулке не забудь закрывать от ветра… (грудь) - Животик, спинка, грудь – их вместе все зовут… (туловище) Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь, вот мы и поговорили с вами о наших помощниках которые мы видим и чувствуем. Сюрпризный момент -Ой, ребята, кажется кто-то стучится к нам! (входит Хворайка, держится за живот, плачет) -Здравствуйте, уважаемый, вы кто? -Здравствуйте! Меня зовут Хворайка. -Почему ты плачешь? Что случилось? -У меня тут что-то болит… Но я не знаю что… Где-то тут (показывает на живот) -Ты что не знаешь, что там находится, внутри тебя? -Не знаю (пожимает плечами). -Так значит ты вовремя пришёл к нам в гости. Мы с ребятами как раз сегодня будем говорить о том, какие чудеса есть внутри нас и какие внутренние органы есть у каждого из нас. Присоединяйся к нам! Будет очень интересно. II Основная часть Актуализация и расширение знаний и умений у детей -А вы знаете внутри нас тоже есть помощники. –Хотите о них узнать? Хворайка, помоги мне. (на Хворайку надевают фартук) -Я сейчас загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о каком органе идёт речь. Отгадывание загадки В груди у каждого из нас, И день, и ночь, и всякий час Мотор стучит чудесный. Конечно, вам, известный. Дети: Сердце! В груди у каждого из нас, И день, и ночь, и всякий час Мотор стучит чудесный. Конечно, вам, известный. Сердце! (на фартук прикрепляют сердце из фетра на липучке) -А скажите, ребята, для чего нам нужно сердце? (ответы детей) -Именно сердце заставляет течь по специальным трубочкам-сосудам нашу кровь. - Сожмите кулак, посмотрите: вот такого размера ваше сердечко. А у меня сердце больше вашего, вот такое (показ). Вы растете, и ваше сердце растет вместе с вами. Покажите, где находится у вас сердце? Приложите ладонь к этому месту. - Сожмите кулачок… расслабьте… еще сожмите…снова расслабьте…Сожмется сердце – вытолкнет кровь, и она бежит по сосудам. Опять сожмется – опять вытолкнет… Проведение опыта вместе с детьми (опыт со спринцовкой: к спринцовке с раствором марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться). -А как стучит сердце? Хотите послушать? (аудиозапись) -Сердце можно услышать. Просто прислоните свое ухо к груди своего товарища, к тому месту, где находится сердце. Теперь поменяйтесь местами. Услышали? Ещё сделать -это можно при помощи фонендоскопа (показ фонедоскопа, дети пробуют). -Как стучит сердце у вас? Быстро или медленно? А теперь давайте проведём небольшой эксперимент. Физминутка «Веселая разминка». Дружно, весело, все вместе Начинаем шаг на месте! А теперь – прыжки на месте! А теперь – и бег на месте! 1-2-3-4-5- никому нас не догнать! 1-2-3- на нас посмотри! А 4-5 и 6 –надо всем на место сесть! - Послушайте теперь, как стало биться сердце? Слышите разницу? Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым. Наше сердце никогда не останавливается. Поэтому его в шутку называют «мотором» нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка. -Хворайка, ты запомнил где, с какой стороны находится сердце? (ответ Хворайки). -Ребята, послушайте следующую загадку, о каком же помощнике пойдет речь? Отгадывание загадки -Этот орган помогает нам дышать, пропуская через себя воздух, находятся в наше груди. Что это, ребята? 2. Лёгкие -Расскажите, для чего человеку лёгкие? (ответы детей). А может ли человек прожить без дыхания? — Нет. — Вот мы сейчас это и проверим. Практическое задание с шариками - Давайте на несколько секунд попробуем задержать дыхание. — Не получается. Значит, мы убедились, что человек без дыхания не может жить. Лёгкие состоят из двух частей: левого и правого лёгкого. Они заполняют грудную полость. -Ребята, во время вдоха, мы вдыхаем воздух. Скажите, как воздух попадает в лёгкие? Правильно через нос, он там очищается, согревается и дальше спускается в легкие. -Ребята сейчас мы с вами посмотрим, как работают наши легкие. Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, а выдохните воздух прямо в шарик. Что произошло? — Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик. Выпустите воздух из шарика. — Что произошло? — И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается (опыт с шариком проводится несколько раз). — Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе). Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему? — А когда выдыхаем? — Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу. Вот ребята так работают наши легкие. -А сейчас я вам предлагаю посмотреть вот на этот макет и попробовать «надуть» лёгкие. (два мешочка в форме лёгких, внутри трубочки для коктейля, ребёнок дует в трубочки и лёгкие «наполняются») -Как беречь наши лёгкие? Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травить свои легкие вредными веществами (сигаретами). От вредных веществ (сигаретного) дыма легкие становятся черными и заболевают. -Ребята, давайте расположим лёгкие на нашем макете (прикрепляют лёгкие из фетра на липучке к фартуку) -Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. От питания наши клетки получают энергию необходимую для жизни человека. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи. - Кто расскажет об этом путешествии? -Да, сначала пища попадает в рот, и мы начинаем жевать. Для чего пережевывать пищу? (чтобы измельчить). Во время жевания пища не просто измельчается, она еще и смачивается слюной, и поэтому ее легче глотать. Дальше пища спускается по трубочке-пищеводу прямо в желудок. В желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Он помогает растворить пищу. В желудке пища «переваривается». -Итак, следующий орган: 3. Желудок -А как выглядит желудок кто -нибудь знает? - Сам желудок похож на мячик. И чем больше мы съедим, тем больше мячик раздувается. И если мы съедим слишком много (например, на дне рождения), желудок слишком растянется. Нам будет не очень хорошо: живот разболится… Поэтому ребята не стоит переедать! -Хворайка, может быть ты переел и у тебя болит желудок? (ответ Хворайки). -Ребята, давайте покажем Хворайке, где находится желудок (прикрепляют к фартуку). -С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры — набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот. Поиграем в игру: «Полезная и вредная пища». -Напоминаю правила, кладем «Полезные» продукты на красный поднос, а «Вредные» продукты питания на голубой. Проведение опыта -Давайте посмотрим на опыте, что происходит в желудке. -Опустим в ёмкость ложку соли. Что произошло? А теперь ложку сахара. Растворился? А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпаю в свою емкость ложку грязи) (ответы детей). - А теперь давайте посмотрим как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновые губки. Возьмите тоже губки, положите возле себя. Вылейте свои растворы на них. Что произошло? Всё впиталось. А что случиться если вылить на поролон грязную воду? Выливаю. Что произошло? Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Это вызывает разные заболевания. Кроме того, что в грязи находятся разные микробы и паразиты, она ещё и засоряет желудок. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь, что нужно делать? (ответы детей) -Мыть руки! Руки необходимо перед едой тщательно мыть, следить, чтобы продукты, которые мы употребляем были чистыми. -Какой мы можем сделать вывод? (желудок важный орган, его надо беречь – правильно питаться, есть полезные продукты, не перегружать желудок). Но вот желудок справился со своей работой – переварил пищу. Дальше пища, уже похожая на пюре, продвигается куда? 4. В кишечник. -На что похож кишечник? Это такая длинная трубочка или вот на такую верёвку. (достаю канат). Практическое задание -Давайте разложим верёвку по залу. Вот какая длинная!! Примерно такой длины наш кишечник! -А как же он помещается в животе? (ответы детей). Кишечник походит на змею, которая свернулась в несколько раз. Давайте попробуем свернуть верёвку как кишечник. А все дело в том, что наш кишечник плотно свернут внутри нашего живота, вот так! (показ). Но никаких узлов не должно быть: не то пища застрянет и понадобится помощь врача. Опыт: «Как кишечник впитывает в себя все питательные веществ?» -А сейчас мы с вами проведём опыт и посмотрим, как кишечник впитывает в себя все питательные вещества. -На тарелке находится небольшое количество воды, дети берут кусочек салфетки. -А теперь представим, что эти салфетки ворсинки в тонком кишечнике, через них происходит всасывание. Опускаем салфетки в стаканчик с водой. Точно также впитывается пища в стенки кишечника. После тонкого кишечника ненужные остатки пищи, которые желудок и тонкий кишечник не смогли переварить, попадают в толстую кишку, затем он выводит из организма ненужные остатки., или губка) и кладут его на тарелку. Затем убирают салфетки, воды нет, она впиталась). Вывод: Вот так и наш кишечник впитывает все полезное и нужное для организма. Полезные вещества постепенно попадают в кровь, а кровь в свою очередь, разносит их по всему организму. Дальше пища попадает в толстую кишку, к этому времени в ней остаются только вредные вещества и вода. Они выводятся из организма. -Где же находится кишечник? Давайте поместим его на нашем фартуке (ребёнок укладывает «кишечник» из фетра таким образом, чтобы он поместился) -Ну, что же. Готовы отгадать следующую загадку? Отгадывание загадки
Ненужные вещества пропускают. И удалять их помогают. 5. Почки! (на фартук помещают «почки» человека). - Кто скажет, какую функцию в организме человека выполняют почки? Когда мы с вами пьём воду и другие жидкости они обязательно проходят через почки. Они их очищают и пропускают в другие органы. Почки — процеживают кровь и удаляют с мочой из организма вредные вещества: соли, лишнюю воду. В день рекомендуется пить больше воды. У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. -По форме почка напоминает – боб (показываю боб, дети рассматривают). -Величина почки с кулак человека. Покажите свои кулачки, (показывают кулачки) вот примерно такого размера ваши почки. Почки боятся сквозняков, тяжестей, некачественных продуктов и грязной воды… Если мы с вами будем употреблять грязную воду, некачественные продукты, большое количество лекарств и есть много соли, то все это начнет задерживаться в наших почках, образовывать в них песочек и камни, очень скоро наши почки начнут болеть. Проведение опыта (Опыт: взять стакан с водой, в стакане уже растворен активированный уголь, пропустить- профильтровать через вату (марлю, бинт), чтоб дети видели, как работает почки) -Ну, теперь еще одна загадка. Этот орган фильтрует все продукты, которые мы кушаем. Помогает организму бороться с ядами. 6. Печень
Конечно же, справа, а вовсе не слева. Зачем она нам? Я отвечу, к примеру, Является печень защитным барьером. Первый удар на себя принимает. Если попалась отрава какая. Ну а ещё, словно тайный заводик, Желчь постоянно она производит. С этой работой своею незримой Печень нам просто необходима! -Хворайка, ты запомнил, зачем нужна печень? Давайте, поместим этот орган в нужное место на нашем макете. III Заключительная часть Рефлексия. Обобщение приобретенных знаний, умений и навыков. -Ребята, какие внутренние органы есть у человека? Что вам запомнилось больше всего? Что и кому вы про это расскажете? -А сейчас я предлагаю пройти на ковёр и сделать всем вместе солнышко. -Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Сейчас мы сделаем наше солнышко (выкладываю желтый кружок на ковёр). У вас есть лучики. Вы каждый их приставите, но не просто так, а будем говорить на каждый лучик, что нужно делать, чтобы сберечь наше здоровье. Хворайка, и ты вместе с нами. -Хворайка, тебе понравилось у нас в гостях? Что интересного ты узнал сегодня? -Теперь ты знаешь, что есть у тебя внутри, какие органы, как они называются и где расположены. И сможешь сказать, что тебя беспокоит. Приходи к нам ещё. (ребята прощаются с Хврайкой). Подготовили: воспитатели МБДОУ № 186 «Детский сад комбинированного вида» Черкасова Ольга Львовна, Шелковая Надежда Викторовна.
|