«Здоровье детей — здоровье нации!» |
Здоровье | |||
Автор: Орлова Антонина Александровна | |||
05.09.2023 06:42 | |||
«Здоровье детей — здоровье нации!» "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя". В.А. Сухомлинский Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Таким образом, тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье. В своей работе мысоздаем максимально благоприятные условия для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
Для этого совместно с родителями пополнили центр мелкой моторики соответствующим игровым оборудованием: пирамидки разной величины, деревянные игры пазлы, игры-сортеры, кубики-бизиборды, логические яйца, блоки Дьенеша, игры-шнуровки, геометрические фигуры вкладыши, деревянные лабиринты разного размера. Игры с этими игрушками способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, цветовому восприятию, внимания. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. У детей вызывает игра «Жираф со скатывающимися шариками». Игрушка представляет собой жирафа, который глотает еду в виде 4 фигурок разной геометрической формы, которые постепенно спускаются вниз по треку, демонстрируя малышу закон гравитации. Отдельно фигурки можно раскрутить как волчок на ровной твердой поверхности. Это упражнение способствует развитию наблюдательности, развивает зрительно-моторную координацию и способствует формированию причинно-следственных связей. Благотворное влияние на психическое развитие детей оказывает конструирование. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все этокрайне важно для дальнейшего развития мышления. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества какусидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планироватьсвою деятельность, и доводить начатое дело до конца). Игра –ситуация «Грузовик везет груз» позволяет мгновенно переключить внимание ребенка утром с плача при расставании с мамой на игровую деятельность в группе. По наблюдениям 80% процентов детей успокаиваются при включении в игру независимо от пола. Игра активизирует внимание ребенка на различении цветов, развивает зрительные функции, обогащает сенсорный опыт,, развивает функциональную деятельность рук и мелкой моторики; развивает двигательную активность; формирует эмоциональный контакт со взрослым. Невозможно разделить физическое здоровье от психологического. Любая технология в дошкольном образовании должна быть здоровьесберегающей. Благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально — психическое развитие, развивают творчество нетрадиционные техники и приемы рисования. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей. Тоже самое можно сказать и о лепке. Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей — согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша. Движение — основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка: прогрессирует понимание речи; обогащается активный словарь; начинается фразообразование; усложняется наглядно-действенное мышление; естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков; формируется эмоционально-волевая сфера. Поэтому в течение дня мы включаем в режимные моменты двигательную активность детей в музыкальном сопровождении. Музыкой мы сопровождаем утреннюю гимнастику, пальчиковые игры, динамические паузы, зарядку после сна, подвижные игры. А овладение культурно-гигиеническими навыками сопровождаем потешками и прибуатками. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания –необходимо систематически. Формирование начальных представлений о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия, следует начинать в младшей группе. Без привлечения родителей, невозможно у детей сформировать эти привычки и навыки. В нашей группе было проведено родительское собрание, на котором затрагивались вопросы здоровья детей. Был реализован проект «Будь здоров малыш». Проект «Будь здоров, малыш!» реализовал поставленные задачи. Дети осваивают культурно-гигиенические навыки, привыкают к аккуратности и чистоте, стараются повторять движения под музыку за воспитателем. Проявляют активный интерес к рисованию пальчиками и лепке. Научились отщипывать от пластилина мелкие кусочки. Родители приняли участие в изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования, которое мы используем каждый день как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Воспитатель, МБОУ Кубинская СОШ №1 имени Героя Р.Ф. И. В. Ткаченко (дошкольное отделение – детский сад №7), Московской области.
|