«Использование Хатха-йоги – как нетрадиционный метод в системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи» |
Здоровье | |||
Автор: Храмцова Лилия Юрьевна | |||
23.03.2023 19:06 | |||
«Использование Хатха-йоги – как нетрадиционный метод в системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи» В ФГОС дошкольного образования определены целевые ориентиры в области «Физическое развитие» к завершению дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. В настоящее время, наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что у многих детей не сформирована ориентировка в частях собственного тела, многие дети путают право-лево, нарушена координация в пространстве, дети испытывают трудности в переключении движений, моторно неловки, предпочитают малоподвижные игры активным из-за быстрой утомляемости, либо пере возбуждаются в подвижных видах деятельности и перестают следовать правилам игры. У многих детей возникают трудности в дифференциации ротового и носового дыхания, что приводит к ослаблению дыхательной системы и как следствие частым заболеваниям органов дыхания. При беседе с родителями детей, я задаю вопрос: каким вы видите своего ребенка к концу дошкольного образования? Родители перечисляют такие качества и умения, которые они хотят видеть в своих детях: мой ребенок читает книги, умеет считать, он умный, эрудированный, с высоким интеллектом и развитой речью. Многие родители забывают, что чтобы обладать всеми этими качествами ребенок прежде всего должен быть ЗДОРОВЫМ. Ведь физическое здоровье – это фундамент гармоничного развития человека. Тогда я привожу ассоциацию «ДОМ» где фундамент – это физическое здоровье, на нем «строятся стены» — высшие психические процессы (внимание, память, мышление и т.д), а «крышей» является – речевое развитие ребенка. Опираясь на эти знания, в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группе я решила применить нетрадиционную здоровьесберегающию технологию – хатха – йога.
Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Занятие йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Большинство упражнений (асаны) в йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение). Мною был разработан оздоровительный проект «Сказка – йога». Цель: создать условия для оздоровления и всестороннего развития детей на основе нетрадиционных форм оздоровления – упражнений хатха – йога Задачи проекта: способствовать формированию представление о хатха-йоге через сказку; развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности; способствовать повышению иммунитета организма; воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни. Ожидаемые результаты: снижение заболеваемости детей с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз), самомассажа; повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей. Каждый месяц итоговым мероприятием становится «Сказка-Йога» комплексное игровое занятие с использованием сказкотерапии. Занятие йогой имеют структуру, состоящей из
Мне удалось заинтересовать йогой не только детей, но также их родителей. На родительском собрании я ознакомила родителей с этапами проекта «Сказка – Йога», провела консультацию «Польза дыхательной гимнастики». Еженедельно в телеграмм канал старшей ТНР группы я отправляю мини-отчет в виде видеоролика с занятий йогой. Родители дали положительный отклик и мною был проведен практикум «Йога – мама-дети». Использование йоги в логопедическую практике позволили сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Промежуточные результаты проекта показали, что у детей повысилось осознание своего тела; постепенно формируется правильное дыхание; развивается гибкость, пластичность и выносливость. Повысилась восприимчивость, внимательность. Дети в восторге, стараются выполнять все упражнения и на занятия ходят с удовольствием. В результате применения данной технологии в моей работе мониторинг уровня речевого развития детей выявил повышение эффективности коррекционно- развивающего процесса.
|