Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье
Автор: Елескина Ольга Андреевна   
13.02.2023 18:05

ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елескина О.А., воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Морозко» ЯНАО, г. Ноябрьск

Актуальность и значимость проблемы и процесса здоровьесбережения и деятельности по управлению этим процессом вызвана возросшей отрицательной динамикой и ухудшением качества здоровья, ростом заболеваемости детей. Значительное расхождение между социальным общественным заказом на сохранение нормального самочувствия и укрепление показателей здоровья детей и сформировавшейся структурой педагогического управления выполнением вышеупомянутого заказа заключает в себе одну из серьёзных трудностей в развитии образовательной системы. Самым эффективным способом для ликвидации данного расхождения представляется нам формирование необходимых условий для установления здоровьесберегающих средовых условий для детей в ДОУ.

 

Определяя психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, мы исходили из теоретических и практических основ организации образовательного процесса в группах. Выделенные психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников находятся в функциональной, хронологической и логической взаимосвязи и взаимозависимости.

Первое психолого-педагогическое условие — наличие развивающей здоровьесберегающей среды, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Среда может быть ближайшей (семья, родственники, друзья), дальней (общественный строй), внешней, внутренней, пассивной, активной, актуальной, развивающей. В исследовании Л.А. Михайловой отмечается, что для сохранения и укрепления всех видов здоровья детей дошкольного возраста необходимо целенаправленно создавать в ДОУ специальную среду здоровьесберегающего содержания, которое автор определяет как интегративное образование, предполагающее оптимальное взаимодействие субъектов объектов образовательного процесса, нацеленное на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности через эффективное применение совокупности соответствующих методов и средств оздоровительного воздействия для сохранения и укрепления всех видов здоровья детей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Второе психолого-педагогическое условие — «наполнение физического воспитания детей дошкольного возраста здоровьесберегающим содержанием с учетом их возрастных особенностей», которое было направлено на формирование представлений о ЗОЖ у детей через ознакомление с основами здоровья, факторами его сохранения и укрепления, здоровым образом жизни, формирования осознания важности его соблюдения, что будет способствовать физическому, социальному, психическому и духовному здоровью и реализации указанного в различных видах физического воспитания детей.

Формированию представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет способствовать содержание методики, подобранной с учетом особенностей групп ДОУ, с обеспечением осложнения информации для детей дошкольного возраста. Наполнение здоровьесберегающим содержанием физического воспитания детей обеспечит интеграцию знаний об основах здоровья и факторы его сохранения информации, касающейся других сфер жизнедеятельности ребенка, а также применение полученных знаний на практике. Знания могут быть усвоены и сохранены только при активном участии обучающегося. Качество знаний определяется содержанием и характеристиками той деятельности, в состав которой они вошли. Как отмечает С.А. Осяк, ребенок, который формирует себя как личность, должен знать основные признаки всех составляющих здоровья, условия его сохранения и укрепления, пути и методы достижения его достаточного уровня, а также уметь использовать приобретенные знания, формировать положительное отношение к собственному здоровью и здоровью других как к одной из важнейших жизненных ценностей».

Однако для того, чтобы знания и умения ребенка стали его жизненными навыками и легли в основу устойчивых убеждений о необходимости сознательного отношения к собственному здоровью и его сохранению, необходимо их ежедневная отработка. Считаем, что именно знания о здоровье, которые целенаправленно и систематически применяются в повседневной жизни в различных видах физического воспитания, будут наполнены здоровьесберегающим содержанием, станут основой для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.

Третье психолого-педагогическое условие — «стимулирование взаимодействия детей дошкольного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности». По мнению ученых, оптимальной формой взаимодействия является учебное сотрудничество. Именно те отношения, складывающиеся при сотрудничестве, наиболее эффективно способствуют развитию личности как субъекта деятельности и становлению ее активной жизненной позиции. Аспект педагогического взаимодействия, по нашему мнению, проявляется в организации детского коллектива, в которой осуществляется принцип взаимовоспитания и взаимообучения детей дошкольного возраста. Такое взаимодействие служит фактором, повышающим эффективность формирования представлений о ЗОЖ у детей, поскольку взаимодействие осуществляется в игровой и других видах деятельности. Межличностное взаимодействие является важным фактором развития детей. Ученые отмечают ценность взаимодействия дошкольников, которая позволяет использовать фактор взаимообучения и взаимовоспитания.

Итак, эффект формирования представлений о ЗОЖ у детей обеспечивается, как уже отмечалось ранее, освоением реальной ролевой позиции в процессе межличностного взаимодействия. Таким образом, стимулирование взаимодействия детей дошкольного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности будет способствовать формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников. Определенные психолого-педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников не имеют прямого воспроизведения в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год