ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Здоровье | |||
Автор: Елескина Ольга Андреевна | |||
13.02.2023 18:05 | |||
ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Елескина О.А., воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Морозко» ЯНАО, г. Ноябрьск Актуальность и значимость проблемы и процесса здоровьесбережения и деятельности по управлению этим процессом вызвана возросшей отрицательной динамикой и ухудшением качества здоровья, ростом заболеваемости детей. Значительное расхождение между социальным общественным заказом на сохранение нормального самочувствия и укрепление показателей здоровья детей и сформировавшейся структурой педагогического управления выполнением вышеупомянутого заказа заключает в себе одну из серьёзных трудностей в развитии образовательной системы. Самым эффективным способом для ликвидации данного расхождения представляется нам формирование необходимых условий для установления здоровьесберегающих средовых условий для детей в ДОУ.
Определяя психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, мы исходили из теоретических и практических основ организации образовательного процесса в группах. Выделенные психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников находятся в функциональной, хронологической и логической взаимосвязи и взаимозависимости. Первое психолого-педагогическое условие — наличие развивающей здоровьесберегающей среды, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Среда может быть ближайшей (семья, родственники, друзья), дальней (общественный строй), внешней, внутренней, пассивной, активной, актуальной, развивающей. В исследовании Л.А. Михайловой отмечается, что для сохранения и укрепления всех видов здоровья детей дошкольного возраста необходимо целенаправленно создавать в ДОУ специальную среду здоровьесберегающего содержания, которое автор определяет как интегративное образование, предполагающее оптимальное взаимодействие субъектов объектов образовательного процесса, нацеленное на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности через эффективное применение совокупности соответствующих методов и средств оздоровительного воздействия для сохранения и укрепления всех видов здоровья детей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни. Второе психолого-педагогическое условие — «наполнение физического воспитания детей дошкольного возраста здоровьесберегающим содержанием с учетом их возрастных особенностей», которое было направлено на формирование представлений о ЗОЖ у детей через ознакомление с основами здоровья, факторами его сохранения и укрепления, здоровым образом жизни, формирования осознания важности его соблюдения, что будет способствовать физическому, социальному, психическому и духовному здоровью и реализации указанного в различных видах физического воспитания детей. Формированию представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет способствовать содержание методики, подобранной с учетом особенностей групп ДОУ, с обеспечением осложнения информации для детей дошкольного возраста. Наполнение здоровьесберегающим содержанием физического воспитания детей обеспечит интеграцию знаний об основах здоровья и факторы его сохранения информации, касающейся других сфер жизнедеятельности ребенка, а также применение полученных знаний на практике. Знания могут быть усвоены и сохранены только при активном участии обучающегося. Качество знаний определяется содержанием и характеристиками той деятельности, в состав которой они вошли. Как отмечает С.А. Осяк, ребенок, который формирует себя как личность, должен знать основные признаки всех составляющих здоровья, условия его сохранения и укрепления, пути и методы достижения его достаточного уровня, а также уметь использовать приобретенные знания, формировать положительное отношение к собственному здоровью и здоровью других как к одной из важнейших жизненных ценностей». Однако для того, чтобы знания и умения ребенка стали его жизненными навыками и легли в основу устойчивых убеждений о необходимости сознательного отношения к собственному здоровью и его сохранению, необходимо их ежедневная отработка. Считаем, что именно знания о здоровье, которые целенаправленно и систематически применяются в повседневной жизни в различных видах физического воспитания, будут наполнены здоровьесберегающим содержанием, станут основой для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников. Третье психолого-педагогическое условие — «стимулирование взаимодействия детей дошкольного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности». По мнению ученых, оптимальной формой взаимодействия является учебное сотрудничество. Именно те отношения, складывающиеся при сотрудничестве, наиболее эффективно способствуют развитию личности как субъекта деятельности и становлению ее активной жизненной позиции. Аспект педагогического взаимодействия, по нашему мнению, проявляется в организации детского коллектива, в которой осуществляется принцип взаимовоспитания и взаимообучения детей дошкольного возраста. Такое взаимодействие служит фактором, повышающим эффективность формирования представлений о ЗОЖ у детей, поскольку взаимодействие осуществляется в игровой и других видах деятельности. Межличностное взаимодействие является важным фактором развития детей. Ученые отмечают ценность взаимодействия дошкольников, которая позволяет использовать фактор взаимообучения и взаимовоспитания. Итак, эффект формирования представлений о ЗОЖ у детей обеспечивается, как уже отмечалось ранее, освоением реальной ролевой позиции в процессе межличностного взаимодействия. Таким образом, стимулирование взаимодействия детей дошкольного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности будет способствовать формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников. Определенные психолого-педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников не имеют прямого воспроизведения в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
|