Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектнaя деятельность по здоровьесбережению «Весёлые туристята». Из опыта работы педагога.
Здоровье
Автор: Устюжанина Ольга Сергеевна   
10.02.2023 21:13

Проектнaя деятельность по здоровьесбережению «Весёлые туристята». Из опыта работы педагога.Проектнaя деятельность по здоровьесбережению «Весёлые туристята». Из опыта работы педагога.

Устюжанина О.С., воспитатель высшей квалификационной категории МДОАУ «Детский сад № 111», город Оренбург.

Туризм – вид спорта – групповые походы,
имеющие целью физическую закалку;
вид путешествий, совершаемых для
отдыха и самообразования.

С.И. Ожегов

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.

Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Это способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в дальнейшую жизнь.

 

За последнее время число здоровых дошкольников значительно уменьшилось. Приоритетной задачей каждой дошкольной образовательной организации должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценностей здорового образа жизни.

На здоровье детей также оказывают влияние современные экологические проблемы. Поэтому перед педагогами стоит задача большой значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

Общаясь с природой, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир. Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.

Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Рассматривая природу как источник оздоровления дошкольников, педагоги ставят приоритетной задачей внедрения в работу с детьми такую здоровьесберегающую технологию как эколого-оздоровительные походы.

Во время похода дети не только любуются красотой окружающей природы, получают определённые знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, знакомятся с разными видами растений, но и укрепляют своё здоровье. Этому способствует сама окружающая среда. В походе удовлетворяется потребность в двигательной активности, развивается выносливость, укрепляется мускулатура. Такие прогулки способствуют профилактике целого ряда заболеваний у дошкольников.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Однако ценность туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Такие прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают организованность, отзывчивость, доброжелательность.

Обязательной составной частью похода является работа по ознакомлению детей с природой и историей родного края. Дети приобщаются к удивительному миру, ведь природа считается самым доступным, наглядным и полезным для ребенка источником информации.

Как видим, дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, познавательный и т.д. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.

В конце учебного года, мы с детьми беседовали о предстоящем летнем сезоне, чем люди занимаются летом, как отдыхают. При рассказе о том, что многие люди ходят в летние походы, мы выяснили, что многие дети не знакомы с таким видом отдыха, и, конечно же, мы решили начать ходить в походы. Исходя из этого, мною было решено разработать проект «Весёлые туристята». Так как никаких знаний о походах у детей не было, нам предстояла большая подготовка.

В течение месяца с детьми проводилась работа по подготовке к походу. Конечно же, основным направлением было физическое развитие. Беседовали о здоровом образе жизни, о соблюдении безопасности во время спортивных игр. Каждый день дети играли в различные подвижные игры на туристическую тематику: «Ловкий турист», «Туристские препятствия», «Походный суп», «Напои друзей», «Полоса препятствий», «Следопыты». С детьми проводились практические занятия; «Я в походе не отстану», «Туристский строй», «Болото»; игры-упражнения на увеличение интенсивности двигательной активности: «Следопыты», «Ниточка-иголочка», «Зеркало», «Смена ведущих». Весь этот практический комплекс позволил укрепить у детей все группы мышц, улучшить координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость.

Также проводилось спортивное развлечение с использованием технологии геокешинг «На поиски пиратского клада». Участвуя в нем, дети научились работать с картами-схемами, на которых отмечено, где спрятаны клад, подсказка или задание.

Эколого-оздоровительные походы прекрасно интегрируются с другими образовательными областями. Благодаря этому, проект получился разнонаправленным, помогающим всестороннему развитию личности и индивидуальности ребёнка.

В беседе «Земля – наш общий дом» дети говорили о том, как мы должны заботиться о своей планете, проговаривали правила поведения в природе. Закрепляли эти знания с помощью дидактических игр: «От чего планета грустит и радуется», «Сортировка мусора», работали с лепбуком «Земля – наш общий дом». Итогом таких бесед стала экологическая акция «Сдай макулатуру – сохрани дерево!», в результате которой было собрано несколько десятков килограмм макулатуры и переданы в пункт приёма. Такая работа позволяет надолго отпечатать в сознании ребёнка, что нашу планету нужно беречь!

В экскурсиях по экологической тропе дети знакомились с различными растениями, животными, водоемами, играли в игры: «Чьи следы» и «С какого дерева лист». С помощью экологических знаков выучили «Правила друзей природы».

После беседы о предстоящем походе ребятам захотелось нарисовать свои рисунки на тему «Дети в походе». В совместной работе с родителями мы составили альбом с фотографиями «Наш семейный отдых». В процессе рассматривания альбома дети восторженно рассказывали о своем семейном отдыхе, фантазировали о предстоящем летнем отдыхе, куда бы они могли отправиться.

Во время вечерних прогулок детям полюбилось усаживаться вокруг импровизированного костра, рассказывать различные истории, петь песни, придумывать и отгадывать загадки, читать различные литературные произведения.

Для родителей была подготовлена консультация «Организация семейных прогулок-походов», в которой говорится о том, что недостаточная физическая активность приводит к гиподинамии у ребенка. От этого страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц. В процессе регулярных прогулок-походов у детей развиваются физические качества, формируется потребность в движении, развивается любознательность, трудолюбие и самостоятельность, устанавливаются дружеские взаимоотношения между детьми и родителями.

Наконец-то настало время собираться в поход. Дети с огромным удовольствием подключились к процессу подготовки к походу. Первым делом мы придумали название для нашей команды «Весёлые туристята» и изготовили значки с эмблемой. Так как это происходило летом, то нам необходимы были головные уборы. Используя технику оригами, мы решили сделать пилотки из газет. Чтобы в пути было веселее, дети выучили речевку-кричалку «Мы – туристы!», а также весёлые песни о дружбе и путешествиях. Но какой же поход без туристической палатки… В этом нам помогли наши родители. Также они подготовили для детей рюкзачки, куда они смогли положить необходимые для похода вещи. А для того, чтобы дети знали, что же ещё берут с собой туристы, мы поиграли в игру «Собери рюкзак в поход», и, чтобы не заблудиться в походе, разгадывали различные лабиринты.

Наш поход «Достопримечательности Оренбургской области» имел эколого-краеведческую направленность. Совместно с детьми была разработана карта-схема маршрута нашего похода на территории ДОО. На карте были обозначены места остановок, привала, лагеря. Во время утренней прогулки мы отправились в поход, взяв с собой рюкзаки.

Первой достопримечательностью были Уральские горы. После рассказа про горы с рассматриванием иллюстраций, дети узнали, что в горах есть много останков древних животных. Ребятам было предложено стать археологами и провести раскопки в горах. В песочнице в куче песка были закопаны пластмассовые фигуры животных, а дети с помощью кисточек откапывали их. В результате у детей расширились представления о богатстве окружающего мира в древности, об экологических экспедициях.

Второй остановкой были Оренбургские степи. Ребята познакомились с различными растениями, растущими в наших степях. Здесь они превратились в ботаников и с помощью луп при увеличении смогли рассмотреть растущие на территории сада травянистые растения. Благодаря этому у детей закрепились знания о цветах и травах, уточнились представления об их целебных свойствах.

Третьей достопримечательностью оказалась река Урал. С детьми была проведена беседа о том, что в последнее время река обмелела и стала очень загрязнённой. Ребята решили побыть экологами и помочь очистить реку. В надувном бассейне с водой плавали пластмассовые шарики. С помощью черпаков дети убирали шарики в корзину. Благодаря их помощи река была очищена. Этот момент способствовал развитию доброжелательного и ответственного отношения к природе, желания оказывать помощь природным объектам.

В промежутках между остановками проводились динамические паузы и подвижные игры, благодаря чему дети не переутомились.

В конце похода мы пришли в лагерь, где стояла туристическая палатка. Дети с огромным удовольствием захотели посидеть внутри палатки, выразить свои эмоции.

Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. После дневного сна мы поговорили о прошедшем походе. Для свободного общения дети расположились удобно на коврике.

Маленькие туристы поделились своими впечатлениями и рассказали, что больше всего им понравилось во время похода, а что вызвало трудности. Многим запомнилось, как они вели раскопки в горах. Кто-то с гордостью сказал, что он очистил реку от мусора. А кому-то было немного тяжело, и он устал. Но, несомненно, все дети были в восторге от этого приключения. Ведь в душе каждого малыша живёт тяга к приключениям, в которых он учится преодолевать различные трудности, закаливает себя физически, учится ценить дружбу, с пользой проводит время и видит необычное в обычном.

В системе физкультурно-оздоровительной работы детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма повышения двигательной активности детей, которая позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья детей, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения и является одновременно одной из форм деятельности, позволяющей воспитывать маленького гражданина.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков не только образовательного характера, но и здорового образа жизни, учат применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Список использованной литературы

  1. Большакова Е.Л. «Мы – юные туристы»;
  2. Бочарова Н.И. «Туристские прогулки в детском саду. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений»
  3. Холодова И.А. «Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год