ИЗОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
- Младова Елена Витальевна, воспитатель
- Манжосова Елена Юрьевна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №122», город Череповец
Аннотация:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одной из здоровьесберегающих технологий является арт-терапия, то есть забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Интересной формой работы является рисование на прозрачном мольберте. Наиболее эффективная арт-терапевтическая техника с использованием мольберта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это изотерапия.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) вследствие утраты или нарушений зрительно-моторной координации, двигательных функций ограничена предметно-практическая деятельность, что ведет к проблемам в развитии пространственной ориентации, и как следствие препятствует познанию окружающего мира, социальной адаптации, снижению контакта с окружающим миром.
Новизна и эффективность изотерапии с использованием прозрачных мольбертов в образовательной деятельности детьми заключается в следующем:
- Выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. Ребенок с НОДА, с потенциально сохранными физическими возможностями, может делать задание на мольберте стоя, свободно передвигаясь. А ребёнок с тяжелыми двигательными нарушениями выполняет задание сидя в специальном кресле.
- Из-за слабости мышечного корсета детям тяжело накланяться над столом. При использовании вертикальной плоскости мольберта идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки и профилактика нарушения зрения.
- Рисование на прозрачном мольберте способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается также координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства.
- Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. Занятия с использованием мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
Для того чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями. Этот процесс требует упражнений, выполняемых в определенной системе.
Рекомендации по использованию прозрачных мольбертов в работе с детьми.
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игровую мотивацию.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения, массаж рук и пальцев.
- Совместное рисование. В процессе рисования, общения взрослого и ребенка у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Мольберт дает возможности работы с разными материалами:
- Рисование цветными маркерами. Обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей.
- Рисование пальчиками и ладошкой.
- Волшебный туман или зимний мороз. Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя детский крем или зубную пасту.
- Завораживающие точки. Ребенок заполняет контурный рисунок разноцветными точками, используя ватные палочки (способ рисования пуантилизм – рисование точками).
- Рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок что-нибудь свое.
- Зарисовки с натуры. Необходимо вместе внимательно рассмотреть игрушку, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить.
- Портрет друга. Ребенок – натура, сидит неподвижно по другую сторону стекла, ребенок-художник, как видит, так и обводит характерные черты на стекле, подбирает и раскрашивает портрет.
- Рисование из круглых форм. Используйте в работе только круглые подручные материалы для печати на стекле и густые, как сметана, гуашевые краски, обмакните печать в краску и отпечатайте на стекле, и так много раз, эффект потрясающий, дети в восторге.
- Игра «Поймай жучка». Использовать лучше настольный мольберт. Ребенок с одной стороны стекла держит бумажное изображение жучка, а ребенок с другой стороны рисует жучка, дополняя рисунок необходимыми элементами для полной композиции, жучок постепенно передвигается по всему стеклу, в итоге получается целая полянка жучков. Ловить можно любое изображение насекомых, бабочек, птиц, транспорт и т.д.
- Рисование листочками. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
- Штампы и печати. Можно сделать самодельные штампы из картофеля, моркови, свеклы. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
- Рисование поролоном. Сделайте из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепите их тонкой проволокой к палочке или карандашу, вставить в старый фломастер. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.
Пособие многофункционально, его можно использовать в разных видах детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Работа с прозрачным мольбертом направлена на развитие психических процессов ребенка, обогащение сенсорного опыта, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении.
Использование прозрачного мольберта возможно и в домашних условиях. Разнообразная деятельность с мольбертом поможет гармонизации детско-родительских отношений и созданию атмосферы эмоционального комфорта в семье.
По результатам коррекционно-развивающей работы с использованием «прозрачного мольберта», отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, повышается самостоятельность, внимание. Маленькие дети быстрее запоминают цвет, форму, величину. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.
Список литературы.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2014.
- Комова Н.С., Козлова Е.А., Пролагаева Г.Н., Лемехова Г.В., Самохина Н.В., Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с детьми с нарушением зрения // Вестник тифлологии. Научно – методический альманах, 2010, №3.
- Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. -М.: Форум. 2016.
|