Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Здоровая семья – здоровый ребенок!»
Здоровье
Автор: Макунина Татьяна Петровна   
24.10.2022 06:25

Педагогический проект «Здоровая семья – здоровый ребенок!»Педагогический проект «Здоровая семья – здоровый ребенок!»

Инструктор по ФИЗО МБДОУ № 497 Галанова Татьяна Петровна

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Краткая аннотация:

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации.

 

Скачать проект

Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.

Инновационность и оригинальность данного проекта в рамках моей деятельности как инструктора по ФИЗО заключается именно в том, что проект основывается на формах совместной деятельности детей и родителей как эффективном средстве вовлечения родителей в образовательный процесс, изменения родительской позиции в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

Проект предполагает активное участие детей, родителей, воспитателей и медицинского персонала.

Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Реализация проекта: Долгосрочный. 2018 – 2020 учебный год (сентябрь – май).

Введение:

На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральным государственным образовательным стандартом. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение оказывает им помощь.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.

Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В дошкольном воспитании подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача инструктора по физкультуре – помочь родителям в физическом воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

Актуальность проблемы: Жизнь в XXI веке ставит перед нами множество новых проблем. Самой актуальной из них является проблема сохранения и укрепления здоровья. Здоровье детей России в настоящее время является серьёзной государственной проблемой, так как статистические данные свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья детей дошкольного возраста. Во-первых, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей. За последнее десятилетие их число в дошкольном возрасте уменьшилось в три раза, что составляет 5-6%. Во-вторых, отмечается стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. В дошкольном возрасте во всех возрастных группах 60-70% детей имеют по три-четыре морфофункциональных отклонений, 10-20% имеют одно-два отклонения, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом и детским садом. Эти особенности здоровья современных детей необходимо учитывать при организации системы оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в тесной взаимосвязи с семьёй — важный элемент оздоровительной работы, на которых основан данный проект.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область "Физическое развитие", которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке.

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью прогулок, физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости детей через проведение работы с родителями по повышению уровня их знаний о здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

  • создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников
  • формировать у дошкольников умения и навыки здорового образа жизни
  • повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей представлений о здоровом образе жизни

- побуждать родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

- Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.

Основное содержание проекта реализуется через создание эффективной модели взаимодействия «ребёнок-родитель-воспитатель» для решения задачи сохранения здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду. Таким образом, в ходе проекта проводится:

  • Работа с детьми (дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливание, беседы, физкультурные досуги и др.)
  • Работа с педагогами (консультации)

Работа с родителями (информационно-агитационные стенды, консультации, памятки, проведение совместных досугов)

Формы работы с детьми:

  • НООД по образовательной области «физическая культура».
  • Спортивная игровая деятельность
  • Утренняя гимнастика с оборудованием (ежедневно)
  • Закаливание (ежедневно)
  • Гимнастика после сна (ежедневно)
  • Физкультурные досуги и праздники

Формы работы с педагогами:

  • Обмен опытом работы

Формы работы с родителями:

  • Информационные стенды, памятки
  • Консультации
  • Совместная с детьми досуговая деятельность

Ресурсы проекта

информационные – интернет-ресурсы, методическая литература, познавательная литература, методические наработки.

человеческие (кадровые) – узкие специалисты ДОУ, медицинский персонал

материально-технические — предметно-развивающая среда группы, оборудование спортивного зала.

Партнёры:

-Воспитатели

-Медицинские работники

-Музыкальный руководитель

Целевая аудитория проекта

-дошкольники 5-6 лет (старшая группа)

-родители

Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению совместно с родителями дошкольников.

База исследования: МБДОУ «Детский сад №497»

Организация среды:

  • комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки и доски, канаты, дуги разной высоты.
  • пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, кубики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных размеров), обручи.

Предполагаемый результат:

Родители:

  • обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
  • повышение интереса к жизни детского сада;
  • повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.

Дети:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение уровня физической подготовленности;
  • осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта:

  • I этап – организационный;
  • II этап – подготовительный;
  • III этап – основной — практический;
  • IV этап – итоговый.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год