Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУ
Здоровье
Автор: Фереферова Мария Сергеевна   
10.03.2022 23:33

Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУИспользование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУ

Фереферова М.С. педагог-психолог

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами специалистами и педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ.

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

 

Скачать конспект

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.

Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение технологии кинезиологии.

Задачи:

  • способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников
  • формировать познавательный интерес
  • развитие моторных функций ребёнка
  • развитие межполушарное взаимодействие
  • развитие речи ребенка.

Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений

  • Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.
  • Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии.
  • Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накопительный эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

  • Упражнения необходимо проводить ежедневно.
  • Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному.

Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор (на первом этапе)

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме.

Существует классический набор упражнений для развития межполушарных связей: «Колечки», «Кулак- ладонь», «Кулак – ладонь- ребро», «Пианино» и т.д. Далее в картотеке будут приведены пример игр и упражнений адаптированных мной.

Картотека упражнений

1. «Покорми зайца»

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия.

Оборудование: коробка с наклеенными на нее с зайцами разного цвета. Рядом с каждым с каждым зайцем проделано отверстие. Набор морковок, карточки с цифрами.

Ход игры:

Вариант 1: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов. Например, левой рукой кормим красного зайца, правой рукой — желтого зайца. Ребенок одновременно обеими руками берет по одной морковке и одновременно опускает их в отверстия рядом с зайцами указанных цветов.

Вариант 2: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов. Перед ребенком кладутся карточки с указанными цветами зайцев и карточки с цифрами, равными количеству морковок, которые необходимо дать зайцу.

3 4 (желтому зайцу – 3 морковки, красному зайцу -4).

Ребенок одновременно обеими руками берет по одной морковке и одновременно опускает их в отверстие рядом с зайцами, соблюдая указанное количество морковок.

2. «Башня»

Вариант 1.

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия.

Оборудование: три одинаковых набора кубиков разного цвета.

Ход игры: ребенку предлагается образец башни или ряда из кубиков. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить такую же башню или ряд по образцу, беря каждой рукой по одному кубику.

Вариант 2.

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и слухового восприятия.

Ход игры: ребенку предлагается устная инструкция для составления башни или ряда: первый кубик красный, второй кубик желтый и т.д. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить башню или ряд согласно инструкции, беря каждой рукой по одному кубику.

Примечание:

  • количество кубиков в ряду или башне определяется исходя из индивидуальных особенностей ребенка;
  • при выкладывании ряда вместо кубиков можно использовать счетные палочки.

3. Комплекс парных упражнений.

Вариант 1. «Перекрестная передача мяча».

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и дифференциации крупных моторных движений.

Оборудование: небольшой мяч, который ребенок сможет взять одной рукой.

Ход упражнения: двое детей встают лицом друг к другу. Один ребенок передает мяч другому левой рукой, второй ребенок берет мяч также левой рукой (крест накрест). Затем второй ребенок перекладывает мяч в правую руку, а первый ребенок берет мяч также правой рукой, затем перекладывает в левую руку и передает мяч и т. д. В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять.

Вариант 2. «Навстречу друг другу»

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и дифференциации крупных моторных движений.

Ход упражнения: дети встают лицом друг к другу и протягивают друг другу руки крест накрест (левая рука к левой руке, правая рука – к правой), затем следует смена рук. Также, руки можно не просто протягивать друг к другу, но и класть руку на плечо партнера.

После того, как дети освоили упражнение с использованием рук, тоже самое проделывается с ногами. Далее в упражнении задействуются и руки, и ноги (вся левая или вся правая сторона). В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять.

Примечание: данные упражнения можно использовать как элемент логоритмики для развития темпоритмической стороны речи. Для этого движения сопровождаются проговариванием слов, словосочетаний и даже небольших стихотворений.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и графомоторных навыков.

Оборудование: карточки с симметричным рисунком.

Ход упражнения: ребенку предлагается карточка с рисунком и два фломастера разного цвета (разный цвет на начальных этапах необходим для зрительного контроля). Рисование начинается с одной точки и продвигается по контуру рисунка, не отрывая фломастера от листа.

Примечание: принципы обучения зеркальному рисованию:

  1. от простого к сложному,
  2. 1 картинка за 1 раз,
  3. длительность занятия не более 5 минут,
  4. ребенку не должно быть слишком просто.

Этапы обучения:

  1. Каракули. Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. На начальном этапе это могут быть просто каракули, нарисованные пальцами или ладошками.
  2. Сюжетные картинки. На этом этапе можно переходить к рисованию простых сюжетных картинок (домик, сердечко, бабочка). Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.
  3. Обведение по контуру
  4. Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат.

Общие рекомендации:

  1. Для удобства выполнения лист бумаги должен быть приклеен к столу скотчем.
  2. Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
  3. Каждый этап не ограничен по времени.

Игры и упражнения могут варьироваться по вашему усмотрению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 2000
  2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологичекое сопровождение обучения. М, 2003.
  3. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении.

Руководство для практического психолога. М., 1991.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год