Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУ |
Здоровье | |||
Автор: Фереферова Мария Сергеевна | |||
10.03.2022 23:33 | |||
Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога в ДОУ Фереферова М.С. педагог-психолог Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами специалистами и педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ. Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение технологии кинезиологии. Задачи:
Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений
Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накопительный эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.
Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор (на первом этапе) Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Существует классический набор упражнений для развития межполушарных связей: «Колечки», «Кулак- ладонь», «Кулак – ладонь- ребро», «Пианино» и т.д. Далее в картотеке будут приведены пример игр и упражнений адаптированных мной. Картотека упражнений 1. «Покорми зайца» Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия. Оборудование: коробка с наклеенными на нее с зайцами разного цвета. Рядом с каждым с каждым зайцем проделано отверстие. Набор морковок, карточки с цифрами. Ход игры: Вариант 1: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов. Например, левой рукой кормим красного зайца, правой рукой — желтого зайца. Ребенок одновременно обеими руками берет по одной морковке и одновременно опускает их в отверстия рядом с зайцами указанных цветов. Вариант 2: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов. Перед ребенком кладутся карточки с указанными цветами зайцев и карточки с цифрами, равными количеству морковок, которые необходимо дать зайцу. 3 4 (желтому зайцу – 3 морковки, красному зайцу -4). Ребенок одновременно обеими руками берет по одной морковке и одновременно опускает их в отверстие рядом с зайцами, соблюдая указанное количество морковок. 2. «Башня» Вариант 1. Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия. Оборудование: три одинаковых набора кубиков разного цвета. Ход игры: ребенку предлагается образец башни или ряда из кубиков. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить такую же башню или ряд по образцу, беря каждой рукой по одному кубику. Вариант 2. Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и слухового восприятия. Ход игры: ребенку предлагается устная инструкция для составления башни или ряда: первый кубик красный, второй кубик желтый и т.д. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить башню или ряд согласно инструкции, беря каждой рукой по одному кубику. Примечание:
3. Комплекс парных упражнений. Вариант 1. «Перекрестная передача мяча». Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и дифференциации крупных моторных движений. Оборудование: небольшой мяч, который ребенок сможет взять одной рукой. Ход упражнения: двое детей встают лицом друг к другу. Один ребенок передает мяч другому левой рукой, второй ребенок берет мяч также левой рукой (крест накрест). Затем второй ребенок перекладывает мяч в правую руку, а первый ребенок берет мяч также правой рукой, затем перекладывает в левую руку и передает мяч и т. д. В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять. Вариант 2. «Навстречу друг другу» Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и дифференциации крупных моторных движений. Ход упражнения: дети встают лицом друг к другу и протягивают друг другу руки крест накрест (левая рука к левой руке, правая рука – к правой), затем следует смена рук. Также, руки можно не просто протягивать друг к другу, но и класть руку на плечо партнера. После того, как дети освоили упражнение с использованием рук, тоже самое проделывается с ногами. Далее в упражнении задействуются и руки, и ноги (вся левая или вся правая сторона). В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять. Примечание: данные упражнения можно использовать как элемент логоритмики для развития темпоритмической стороны речи. Для этого движения сопровождаются проговариванием слов, словосочетаний и даже небольших стихотворений. Упражнение «Зеркальное рисование» Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и графомоторных навыков. Оборудование: карточки с симметричным рисунком. Ход упражнения: ребенку предлагается карточка с рисунком и два фломастера разного цвета (разный цвет на начальных этапах необходим для зрительного контроля). Рисование начинается с одной точки и продвигается по контуру рисунка, не отрывая фломастера от листа. Примечание: принципы обучения зеркальному рисованию:
Этапы обучения:
Общие рекомендации:
Игры и упражнения могут варьироваться по вашему усмотрению. ЛИТЕРАТУРА
Руководство для практического психолога. М., 1991.
|