Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.
Здоровье
Автор: Захарова Ольга Герольдовна   
06.03.2022 22:41

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является взаимодействие с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Скачать конспект

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значимую роль во взаимодействии с семьёй играет роль повышения правовой культуры родителей для усиления ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом: «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», я и строю своё общение с семьями воспитанников.

Взаимодействие логопеда и семьи – необходимое условие полноценного обучающего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с овз, имеет целью:

  • оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка
  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с ОВЗ является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

В основе моей работы с родителями лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком участвуют разные специалисты, такие, как психолог, музыкальный руководитель. При этом ведется не только наблюдение и консультации ребёнка специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи
  • принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуального маршрута развития
  • принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Родители и логопед являются равноправными партнёрами по коррекционному процессу. Они активные участники занятий, семинаров, практикумов. Точно так же отношения между мной и ребёнком, и родителями и ребёнком строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»
  • принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес. Я стараюсь постоянно поддерживать заинтересованность родителей в образовательной деятельности, в воспитании через наглядные, практические формы работы

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, что я четко организовала преемственность работы логопеда и родителей. Мы стали сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач я разработала и реализовала на практике схему взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Это наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей.

  1. Комплексные формы взаимодействия.
  2. Индивидуальные формы работы с семьёй.

Планирование работы с родителями отражено в одном из разделов годового плана, а также в еженедельном тематическом планировании занятий

После логопедического обследования, чтобы

поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы и здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей, я приглашаю родителей на индивидуальные беседы. Целью этих бесед является:

  • более близкое знакомство
  • сообщение результатов диагностики речи их ребенка
  • знакомство с планом индивидуальной работы, по устранению речевых нарушений.

В течение года особое значение приобретают беседы с родителями, (как индивидуальные, так и коллективные), где достаточно чётко и ясно я объясняю трудности, (которые возникают у ребёнка в процессе обучения) и как их преодолеть.

Наиболее продуктивными являются беседы в коллективной форме, которые я провожу по типичным вопросам, интересующих родителей: «Психофизиологические особенности речевого развития детей», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Причины речевых нарушений», «Левша в мире праворуких».

В начале сентября мною проводится первое организационное собрание, на котором обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий (график работы, формы проведения занятий), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи.

В организации родительских собраний мной, закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Я провожу их форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога) 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, логопеду, активно включиться в процесс воспитания детей. Большой эффективностью обладают собрания в виде нетрадиционных форм, тренингов, конференций, круглых столов, которые помогают привлечь интерес к совместной деятельности, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с развитием и обучением детей, познакомить родителей с игровыми методами и приемами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях

Я установила партнерские отношения с семьями воспитанников, создала атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. На протяжении всех лет работы я стремлюсь к повышению грамотности родителей в области коррекционной педагогики, логопедии, пробуждение интереса и желания заниматься своими детьми, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений. А для этого я привлекаю родителей к конкретным коррекционным мероприятиям: занятия — тренинги, практикумы, конкурсы с их ребёнком, в качестве активных участников коррекционного процесса.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

На этих занятиях у родителей так же формируются навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений, они знакомятся методами и приёмами коррекции и развития речи. Занятия-практикумы именно та “изюминка”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей

Для установления тесных партнерских отношений, общности интересов, сплочения детей и родителей логопункта, развития уверенности в своих силах совместно с воспитателями провожу различные конкурсы «Мы с прищепками играем — свои пальцы развиваем», «Веселые букашки», спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья»

Родителям нравится сотрудничество с детьми, поэтому это взаимодействие продолжается, углубляется и развивается в домашних условиях.

Эффективно познакомить родителей основными приёмами постановки звуков, объяснить выполнение заданий, показать те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми, помогают открытые занятия, которые регулярно походят в рамках «Дня открытых дверей» в ДОУ.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Речевые уголки дают родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Развиваем мелкую моторику», «Как развить фонематический слух» и т.д.

Живой интерес и эмоциональный отклик вызывают у родителей регулярно выпускаемые памятки, буклеты, газеты «Уроки Звукознайкина» Эти издания повышают грамотность родителей в области обучения и воспитания детей, побуждают желание заниматься с детьми, знакомят с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формируют практические навыки воспитания детей.

Я успешно практикую в своей работе и такую нетрадиционную форму работы с родителями как презентация. Некоторые консультации и индивидуальные практикумы оформляются виде презентаций. У родителей возникает возможность не только увидеть презентацию в ДОУ, но и взять электронную, версию по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей, будущих воспитанников.

Мною создана библиотека игр и упражнений она является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимый материал, чтобы использовать его для индивидуальных занятий с детьми.

Неотъемлемой частью моей работы является анкетирование. При помощи анкетирования я узнаю особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка, анкетирование также даёт возможность оценить работу самого логопеда.

Привожу результаты анкетирования родителей. В ходе анкетирования были опрошены 22 родителя воспитанников логопункта выпуска 2019- 2020 учебного года.

Таким образом, из результатов анкетирования видно, что на конец года:

  • 86% — родителей довольны речью своего ребенка;
  • 81% — стали самостоятельно заниматься различными видами деятельности по развитию речи;
  • 90% — утверждают, что ребенок проявлял интерес к выполнению домашних заданий;
  • 100% — считают, что речь стала лучше;
  • 100% — положительно оценивают помощь логопеда;
  • 81% — считают, что ребенок стал более усидчивым, внимательным.
  • 100% — положительно оценили помощь, оказанную учителем-логопедом.

Привожу результаты анкетирования родителей. В ходе анкетирования были опрошены 23родителя воспитанников логопункта

выпуска 2019-2020 учебного года

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным. Я считаю, что мене удалось пробудить интерес родителей к обучению и воспитанию детей, они стали активнее приобщаться к делам ДОУ. А я продолжаю искать новые формы работы с родителями, чтобы наш диалог стал более плодотворным и совершенным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год