Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность. |
Здоровье | |||
Автор: Захарова Ольга Герольдовна | |||
06.03.2022 22:41 | |||
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность. Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является взаимодействие с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значимую роль во взаимодействии с семьёй играет роль повышения правовой культуры родителей для усиления ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом: «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», я и строю своё общение с семьями воспитанников. Взаимодействие логопеда и семьи – необходимое условие полноценного обучающего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с овз, имеет целью:
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с ОВЗ является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка. В основе моей работы с родителями лежат следующие принципы:
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, что я четко организовала преемственность работы логопеда и родителей. Мы стали сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
Для эффективного решения данных задач я разработала и реализовала на практике схему взаимодействия учителя-логопеда и родителей. Это наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей.
Планирование работы с родителями отражено в одном из разделов годового плана, а также в еженедельном тематическом планировании занятий После логопедического обследования, чтобы поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы и здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей, я приглашаю родителей на индивидуальные беседы. Целью этих бесед является:
В течение года особое значение приобретают беседы с родителями, (как индивидуальные, так и коллективные), где достаточно чётко и ясно я объясняю трудности, (которые возникают у ребёнка в процессе обучения) и как их преодолеть. Наиболее продуктивными являются беседы в коллективной форме, которые я провожу по типичным вопросам, интересующих родителей: «Психофизиологические особенности речевого развития детей», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Причины речевых нарушений», «Левша в мире праворуких». В начале сентября мною проводится первое организационное собрание, на котором обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий (график работы, формы проведения занятий), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. В организации родительских собраний мной, закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Я провожу их форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога) 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, логопеду, активно включиться в процесс воспитания детей. Большой эффективностью обладают собрания в виде нетрадиционных форм, тренингов, конференций, круглых столов, которые помогают привлечь интерес к совместной деятельности, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с развитием и обучением детей, познакомить родителей с игровыми методами и приемами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях Я установила партнерские отношения с семьями воспитанников, создала атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. На протяжении всех лет работы я стремлюсь к повышению грамотности родителей в области коррекционной педагогики, логопедии, пробуждение интереса и желания заниматься своими детьми, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений. А для этого я привлекаю родителей к конкретным коррекционным мероприятиям: занятия — тренинги, практикумы, конкурсы с их ребёнком, в качестве активных участников коррекционного процесса. Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми. На этих занятиях у родителей так же формируются навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений, они знакомятся методами и приёмами коррекции и развития речи. Занятия-практикумы именно та “изюминка”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей Для установления тесных партнерских отношений, общности интересов, сплочения детей и родителей логопункта, развития уверенности в своих силах совместно с воспитателями провожу различные конкурсы «Мы с прищепками играем — свои пальцы развиваем», «Веселые букашки», спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» Родителям нравится сотрудничество с детьми, поэтому это взаимодействие продолжается, углубляется и развивается в домашних условиях. Эффективно познакомить родителей основными приёмами постановки звуков, объяснить выполнение заданий, показать те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми, помогают открытые занятия, которые регулярно походят в рамках «Дня открытых дверей» в ДОУ. Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Речевые уголки дают родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Развиваем мелкую моторику», «Как развить фонематический слух» и т.д. Живой интерес и эмоциональный отклик вызывают у родителей регулярно выпускаемые памятки, буклеты, газеты «Уроки Звукознайкина» Эти издания повышают грамотность родителей в области обучения и воспитания детей, побуждают желание заниматься с детьми, знакомят с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формируют практические навыки воспитания детей. Я успешно практикую в своей работе и такую нетрадиционную форму работы с родителями как презентация. Некоторые консультации и индивидуальные практикумы оформляются виде презентаций. У родителей возникает возможность не только увидеть презентацию в ДОУ, но и взять электронную, версию по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей, будущих воспитанников. Мною создана библиотека игр и упражнений она является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимый материал, чтобы использовать его для индивидуальных занятий с детьми. Неотъемлемой частью моей работы является анкетирование. При помощи анкетирования я узнаю особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка, анкетирование также даёт возможность оценить работу самого логопеда. Привожу результаты анкетирования родителей. В ходе анкетирования были опрошены 22 родителя воспитанников логопункта выпуска 2019- 2020 учебного года. Таким образом, из результатов анкетирования видно, что на конец года:
Привожу результаты анкетирования родителей. В ходе анкетирования были опрошены 23родителя воспитанников логопункта выпуска 2019-2020 учебного года Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным. Я считаю, что мене удалось пробудить интерес родителей к обучению и воспитанию детей, они стали активнее приобщаться к делам ДОУ. А я продолжаю искать новые формы работы с родителями, чтобы наш диалог стал более плодотворным и совершенным.
|