Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры в рамках программы Волошиной Л.Н. «Выходи играть во двор» |
Здоровье | |||
Автор: Боршош С.С., Войтова О.В. | |||
30.12.2021 08:02 | |||
Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры в рамках программы Волошиной Л.Н. «Выходи играть во двор»
Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи:
Материалы: атрибуты к подвижным играм: мячик больших размеров, голубая лента, платки, шпаргалки для участников со словами игр. Участники мастер – класса приглашаются занять свои места. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер — класс будет посвящен русским народным играм Белгородчины и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников. Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что из жизни современных детей исчезают «прыгалки-скакалки», увлекательные народные игры и игры с мячом. Все реже во дворе можно увидеть детей, увлеченных игрой. Современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание) А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание) Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу – «Русская народная игра — одно из средств, приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста». В своей работе я использую парциальную программу «Выходи играть во двор» Людмилы Николаевны Волошиной, которая разработанна в рамках проекта «Дошкольник Белогорья», соответствует ФГОС и является результатом многолетней экспериментальной деятельности дошкольных учреждений региона. В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Можно распределить русские подвижные игры на группы:
Мы с вами поиграем в русские народные игры Сегодня будем мы играть в народные Белгородские игры. Но сначала отгадайте загадку: Красна девица с утра в зеркало озерное глядится (Заря) Вот и игра называется «Заря» (с лентой) Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих – «заря» — ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, Ключи золотые, С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Отличительным характером белгородских народных игр является любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству. Любим мы веселье, смех. Предлагаю поиграть в игру «Шатёр». Участники игры делятся на 3 подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – стул, на нём платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют илиприговаривают: Дети: (поют или приговаривают) Мы весёлые ребята, С окончанием пения дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за руки, подскоками движутся по кругу. С окончанием слов бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая первая построит шатёр. Игра «Заяц» (с мячом) Один из играющих «зайчик», берет в руки мяч и напевает: Оля, Коля, Брось! Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его поймает, тот и становится «зайчиком», и игра начинается сначала. А я знаю одну игру Белгородчины, которая называется «Золотые ворота» и предлагаю в нее поиграть. Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие ворота, поют: Золотые ворота А на третий раз Тот, кто оказался за воротами, остаётся у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: у «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание. Кто перетянет, та команда и выиграла. Повторить 4 раза. Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения. Русские народные подвижные игры возможно проводить и на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечении, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, я разделила фольклорные игры на следующие категории:
Интеллектуальные игры Эти игры я применяю как часть занятия, разминку, заполняю ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях. Цель: закрепить представления детей и взрослых о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать творческие способности; развивать речь детей. Игры с пением и танцами (хороводные) Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах. Цель: развитие умения выразительно и ритмично двигаться; знакомство с русскими народными плясками, хороводами; развитие игрового творчества. Подвижные русские народные игры Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой. Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил. Игры – состязания (спортивные) Такие игры проводим (в основном, на улице) на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и досугах, развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется русская удаль, характер нашего народа, воля и стремление к победе. Цель: развитие интереса к народным играм; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. У вас на столах лежит картотека игр. Мы делимся на четыре команды
Ваша задача выбрать в вашей картотеке лишнюю игру. Я надеюсь, что смогла сегодня доказать свою гипотезу «Русская народная игра — одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста». Мой мастер–класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово. «Доскажи словечко». Мы сегодня не устали, Потому что ………… (поиграли). Много нас собралось вместе, Было очень ………………… (интересно). Игр нам разных показали. Новых много мы………… (узнали). Русские народные Игры хороводные Не пристало забывать, Будем чаще в них………… (играть). На такой оптимистической ноте мне бы хотелось пригласить всех На чай с сушками, Да на кисель с ватрушками! Спасибо за внимание!
|