«Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» |
Здоровье | |||
Автор: Мунтяну Галина Сергеевна | |||
27.12.2021 23:11 | |||
«Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Методическая разработка ГБДОУ Детский сад №86 г. Санкт- Петербург Воспитатель Мунтяну Г.С. К числу условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия, игры). Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, чётко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание и назначение каждой вещи нужной ему в течении дня. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время — это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков и осуществляется под контролем взрослых. Поэтому должна быть обеспеченна полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т.д.). Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для осознания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т.п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции- сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом, в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряжённые действия. Например, берёт его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребёнка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребёнок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а затем вешать- так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить как выполнены отдельные действия или задания в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажи, как засучил рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры. Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при это дидактическим играм ( «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т.п.) Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста, посредством игры ребёнок лучше запоминает и устанавливает причинно-следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.
|