Проект для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Прогулки выходного дня»
Тема: «Дорога из желтого кирпича»
Вид проекта: познавательно — игровой, оздоровительный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Автор: Иванникова Марина Дмитриевна
Участники: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: младшая группа.
Цель: научить родителей правильно проводить семейный досуг на открытом воздухе в выходные дни.
Скачать конспект
Задачи проекта:
- интегрировать различные виды совместной деятельности детей и родителей в ходе подготовки и проведения выходного дня в семье
- создать условия на прогулке для экологического и физического воспитания дошкольников
- организовать семейный досуг в выходные дни
- создать фотоальбом: «Прогулки выходного дня»
Задачи педагога, ориентированные на родителей:
- консультировать родителей о практических навыках сохранения и укрепления здоровья детей
- формировать у родителей интерес к совместному отдыху с детьми в выходной день
- вооружить родителей элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области здоровья и двигательной активности
- повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения: дать информацию о важности активной прогулки ребенка на улице, вариантах ее проведения, питьевом режиме во время прогулки, правильном одевании детей по сезонам
- познакомить родителей с подвижными и малоподвижными играми с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи педагога, ориентированные на детей:
- накопление детьми впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе
- пополнение активного словаря детей за счёт названий цветов и деревьев
- закрепление ППД и правил безопасного поведения на игровой площадке
- воспитание эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к природе.
Гипотеза
«Если правильно формировать первоначальные представления ребёнка об окружающем мире, культуре общения, красоте жизни посредством совместных прогулок с родителями, то можно воспитать интеллектуально развитую, творческую личность».
Актуальность:
Выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и детей. Малыш узнает много нового, гуляя с мамой и папой по посёлку, на природе. Даже во дворе совместная прогулка приносит ребёнку радость: катание на велосипеде, игры с мячом, подвижные игры, зимой – катание на коньках, санках. Совместные игры помогают детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложный окружающий мир в будущем.
Ведь отлично проведённые выходные не только способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром, да и просто создают прекрасное настроение и дают заряд бодрости на всю рабочую неделю, как взрослым, так и детям.
Нельзя забывать, что прогулки улучшают нам настроение, улучшают самочувствие. Наш головной мозг насыщается кислородом. Чем больше прогулок, тем меньше сбоя в нашем организме. Благодаря пребыванию на свежем воздухе, сон любого человека будет более крепким и приятным. А это немало важно для растущего организма.
Для взрослых семейная прогулка является уникальной возможностью не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и бережное отношение к природе.
Реализация проекта:
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
Подготовительный этап:
- Выбор темы проекта, постановка целей и задач
- Изучение литературы по теме проекта
- Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
- Изучение имеющихся условий для проведения прогулок
- Анкетирование родителей (анкетирование с целью получения информации о том, как дети проводят выходные дни, чем они заняты, знают ли родители, в какие игры играют их дети. Знают ли сами родители подвижные игры)
- Информирование родителей об идее проекта и совместная разработка плана проведения, форм и методов реализации прогулки
- Подбор консультативного материала для родителей
- Беседы с детьми о проведённых выходных
- Подборка комплекса подвижных игр для детей и их родителей на улице
- Подбор и создание презентаций: «ПДД для малышей», «Деревья и цветы нашего края» (ориентируясь на возраст детей), «Путешествий Карандашика» (авторская интерактивная игра по ОБЖ на знания поведения на улице и детской площадке), «Мой посёлок»
- Создание плана – маршрута совместной прогулки
- Выход на заведующего библиотеки для организации посадки бархатцев на клумбе возле библиотеки
- Выход на руководителей инициативного отряда «Дай пять» и волонтёрского отряда «Эскадрилья доброты» для помощи в осуществлении облагораживания нашего посёлка и высадке рассады цветов на клумбы
- Выращивание рассады бархатцев в домашних условиях с детьми
Основной этап:
Понедельник тема дня «Мой посёлок»:
- Беседа с детьми на тему: «Моя семья» и «Где я люблю гулять с мамой и папой»
- Словесная игра: «Можно – нельзя» (цель: закрепить знания детей о правильном и неправильном повелении в отношении друг с другом)
- Д/и: «Чудесный мешочек» (цель: узнать на ощупь предметы для игры на улице)
- Просмотр презентации: «Мой посёлок» (цель: узнавание на фотографиях мест для игр, детских площадок, дворов, участка в садике в нашем посёлке)
На прогуле игры – экспериментирования с водой и песком:
- «Полей цветы из лейки»
- «Открой нужный кран, и налей воду в ведёрко» (самодельное приспособление для игр с водой)
- «Тонет – не тонет»
- «Кораблики» (упражнение на дыхание)
- «Набери в ведёрко песок лопаткой»
- «Выкопай лопаткой ямку»
- «Спрячь в ямку кумушек»
- «Закопай камушек»
- Худ. слово на прогулке: А.Барто «Кораблик»
- Подвижная игра «Раз, два, три – беги!» (цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий)
- Чтение художественной литературы:
А. Кожевников — “Лепеталки”, “Большие и маленькие”, “Кто где живет”
- Конструктивная деятельность: «Детская площадка для матрёшек» (цель: актуализировать знания детей об играх на детской площадке, используя материал для обыгрывания)
Вторник. Тема дня: «Весенний день»
- Игры с дидактической книгой «Календарь природы» (самодельное дидактическое пособие)
- д/и «Признаки весны»
- д/и «Какая сегодня погода»
- д/и «Оденем Катю на прогулку» (формировать знания детей об одежде н. на определённый сезон)
- Игровая ситуация «Приглашаем Куклу Антошку на прогулку» (цель: закрепить алгоритм одевания)
- Творческая игра: «Летает — не летает» (цель: формировать знания о насекомых)
- Пальчиковая игра «Божья коровка»
- НОД «Музыка» тема: «Солнышко, солнышко»
Прогулка:
- наблюдение за насекомыми (цель: актуализировать знания детей о насекомых и поведении детей при их появлении)
- рисование палочками на песке (цель: знакомство с нетрадиционной формой рисования, развитие воображения, моторики рук)
- закличка «Солнышко»
- упражнение на дыхание ветерок
- гимнастика для глаз «Посмотри на…»
- НОД «Физическая культура» на прогулке
- Подв. /и. «Солнечные зайчики» (цель: развивать интерес к игре, учить выполнять разнообразные движения)
- Подв. /и. «По ровненькой дорожке» (развивать умение сочетать речь с движениями)
- Чтение художественной литературы:
М. Пляцковский “Солнышко на память»
Среда. Тема дня: «Цветы и деревья нашего края»
- Просмотр презентации: «Деревья и цветы нашего края»
- Игры в уголке природы:
- рассматривание комнатных растений, их строение
- полив цветов, наблюдение за рыхлением
- д/игра «Сравни цветы» (игры с самодельными фетровыми цветами в горшках) (цель: познакомить детей с разнообразием цветущих растений)
- НОД «Художественный труд» Тема: «Нарисуй цветок ладошкой»
Прогулка:
- наблюдение за деревьями, кустарниками, травой, цветами
- полив и рыхление цветов на клумбе
- худ. слово: закличка «Дождик»
- подвижная игра «Солнышко и дождик»
- песня для цветов «Уууууууууу, аааааааа, оооооооооо» (цель: развитие лёгких, пение на одном дыхании)
- НОД «Физическое развитие»
- игры с мячами (цель: формировать навыки игр с мячом)
- Чтение художественной литературы:
Е. Янушко “Забавные истории на прогулке” (отрывки)
Четверг. Тема дня: «Безопасность на детской площадке»
- Интерактивная игра «Путешествий Карандашика» (цель: закрепить знания детей о безопасном поведении на улице)
- Игровая ситуация: «Хрюша убежал от мамы» (формировать знания о безопасном поведении на улице)
- НОД «Художественный труд» тема: «Лесенка» (цель: формировать умение катать «колбаски» из пластилина одинаковой длины и собирать в лестницу)
Прогулка:
- педагогическая ситуация «Научим Хрюшу правильно кататься с горки, качаться на качелях, бегать и т.д.»
- различные игры с мячами: катание, бросание, пинание, «футбол» и т.д.
- п/и «Мыши водят хоровод» (цель: формировать умение действовать согласно тексту)
- «Дыши полной грудью» (Цель: развитие лёгких детей)
- Игры детей в уголке сюжетно – ролевой игры тема: «Поликлиника»
- Чтение художественной литературы:
К.Чуковский «Айболит»
Пятница. Тема дня: «Правила дорожного движения»
- Беседа с детьми на тему: «Правила дорожного движения» с просмотром презентации (цель: закрепление знаний ПДД и дорожных знаков «Осторожно! Дети!» и «Пешеходный переход»
- С/р игра: «Я – пешеход»
- Досуг для детей тема: «Мы едем, едем, едем!» (организованный инициативным отрядом «Дай пять» в ходе проекта «Книжарики. Дети-детям»)
- Чтение художественной литературы:
Е. Янушко “Забавные истории на прогулке” (отрывки)
Прогулка:
- строительство «дорог» из песка, веточек, строительного материала и обыгрывание машинками и пешеходами.
- «Накачиваем шины» (дыхательная гимнастика)
- п/и «Машина, машина ревёт, гудит»» (цель: действовать согласно тексту)
- Игры детей в уголке ФИЗО:
- игры на развивающем коврике (самодельное пособие для подползания, перешагивания, перепрыгивания, с функцией массажа для ног)
Суббота. Тема дня «Прогулка всей семьёй»
- Встреча с детьми и родителями у ворот д/сада
- Беседа на тему: «Безопасность на дороге и улице»
- Постановка целей и задач (идти на детскую площадку по дороге из жёлтых кирпичей)
- Передвижение по посёлку, используя подсказки в виде жёлтых кирпичей (дорога нарисована мелками на асфальте заранее инициативным отрядом «Дай пять»)
1. Малоподвижные игры в сосновом парке
- «Спрячься за сосной, кустом»
- «Собери шишки, листочки»
- «Попади в цель»
- «Добеги до мамы, папы»
- «Трава низкая, деревья высокие»
- физминутка «Ветер дует нам в лицо»
2. Переход дороги по «Пешеходному переходу»
3. Наблюдение у здания библиотеки, как волонтёры садят цветы на клумбы
4. Посадка бархатцев (выращенных дома и заранее принесенных) вместе с волонтёрами.
5. Заклички «Солнышко», «Дождик»
6. Подвижные игры на мини — стадионе
- «Мыши водят хоровод»
- «Солнышко и дождик»
- «Летает – не летает»
- «По ровненькой дорожке»
7. Дыхательные упражнения на восстановление дыхания
8. Рисование картин на песке стадиона палочками
9. П/игра «Самолёты» (цель: работа над звукопроизношением «заводим моторы»)
10. «Детская площадка» (цель: формировать знания родителей о безопасности детей на детской площадке)
11. Уход детей домой.
Маршрутная карта прогулки:
Работа с родителями:
- Проведение родительского собрания на тему: «Растим детей здоровыми»
- Анкетирование родителей на тему: «Выходные в кругу семьи»
- Выбор маршрута семейной прогулки
- Уточнение возможностей родителей, учет их предложений по организации и проведению прогулки выходного дня
Консультации для родителей на темы:
- «Игра, как средство воспитания дошкольников»
- «Как провести выходной день с детьми»
- «Значение прогулки для детей»
- «Закаливание детского организма»
- «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять».
- Памятка для родителей «Говорю с ребенком... на языке игры»
- Памятка для родителей «Питьевой режим в теплое время года»
- Выращивание рассады бархатцев в домашних условиях с детьми
- Создание фотоальбома: «Прогулки выходного дня»
Ожидаемые результаты:
- Формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей
- Создание новых форм проведения выходного дня
- Приобретение родителями опыта двигательного взаимодействия с детьми, элементарных умений в организации двигательно-игровой деятельности с ребенком на улице
- Желание родителей уделять своему ребенку больше внимания
- Активное участие родителей в реализации проекта позволит осуществить преемственность между детским садом и семьей по укрепление и сохранению психического и физического здоровья детей
- Формирование у детей и родителей знаний о безопасном поведении на улице, дороге и детской площадке
Используемая литература:
- Доронова Т. Н., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. — М.: Просвещение, 2005.
- Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», М., Просвещение 1983
- Абдульманова Л.В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998 – С.187-225.
- http: //lusana. ru/presentation/28784
- http: //doshkolnik. ru/zdorove/12583. html
|