Организация двигательного режима как необходимое условие реализации биологической потребности детей в двигательной активности |
Здоровье | |||
Автор: Логинова Оксана Алексеевна Носова Анна Александровна Кокорева Светлана Владимировна Агафонова Ирина Александровна | |||
02.07.2021 09:58 | |||
Организация двигательного режима как необходимое условие реализации биологической потребности детей в двигательной активности В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Двигательная активность в дошкольной образовательной организации – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.
Тот факт, что двигательная активность полезна для организма ребенка, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования его физического и психического здоровья и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определена образовательная область "Физическое развитие, в которой отмечена необходимость соблюдения двигательного режима. Характер двигательной активности напрямую зависит от возраста детей. Дети младшего возраста более активны, выбираемые ими игры отличаются подвижностью. У детей старшего дошкольного возраста приоритеты смещаются в сторону образовательных занятий, появляется интерес к компьютерным играм. Педагогу следует учитывать особенности развития двигательной активности детей разных возрастных групп. Для ребенка первых трех месяцев жизни характерны беспорядочные, не координированные движения, которыми он отвечает на звуки и появление взрослого. Процесс овладения движениями идет очень быстро. Уже к двум месяцам ребенок спокойно удерживает голову в положении лежа, с пяти-шести месяцев начинает ползать, в семь-восемь месяцев вставать и сидеть, а с десяти-одиннадцати — самостоятельно ходить. С первых недель жизни важно обеспечить оптимальные условия для двигательной активности ребенка (нельзя его туго пеленать, одевать в стесняющую движения одежду, длительное время держать в манеже) и последовательность в развитии двига-тельных действий: его полезнее научить сначала, ползать, а затем сидеть; переступать, а затем ходить. На втором году жизни внимание должно быть сосредоточено на обучении ребенка ходьбе. Сначала движения детей неуверенны, недостаточно координированы. Однако к концу второго года они настолько осваивают эти движения, что способны подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице-стремянке высотой до 1—1, 3 метров. С большим удовольствием дети ползают, подлезают и перелезают через различные предметы, любят игры с мячами. Широкие контакты с окружающими предметами стимулируют развитие мелкой моторики рук, которая в свою очередь способствует развитию речи, мышления, игровой деятельности. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последо-вательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять на-правление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде. Двигательная активность учит детей общению, положительно влияет на эмоции и воображение, способствует развитию интеллекта. В основе режима лежит нерегламентированная активность, когда игры ребенок выбирает самостоятельно. В пять лет ярко проявляются половые различия в активности детей дошкольного возраста, их игровая деятельность приобретает различную направленность. Мальчики проявляют интерес к играм подвижного характера (футбол). Девочкам нравятся спокойные сюжетные игры ( «Дочки-матери», «Кухня»). В этом возрасте в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения детей становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других ( «Найди себе пару», «Чье звено быстрее соберется?»). В шесть лет у детей совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация. Деятельность становится разнообразной и осознанной. Резкие отличия в выборе самостоятельной активности исчезают, дети организовываются в небольшие группы с участием мальчиков и девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через препятствия, бросание мяча, ходьба по бревну). В семь лет у детей проявляется устойчивый интерес к определенным видам активности, спортивным играм. У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство самоконтроля и самооценка. Они целенаправленно тренируют конкретные навыки, многократно повторяют одни и те же движения, оценивают свою деятельность в сравнении с другими. На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Все это создает предпосылки для обучения основам техники физических упражнений. Следует помнить, что двигательная активность детей неодинакова в различные периоды и подвержена определенным колебаниям. Сезонная зависимость является общебиологическим явлением: в весенне-летний период она возрастает, а в осенне-зимний идет на спад. Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Особенно благоприятен весенне-летний период, когда можно использовать выносной материал: физкультурное оборудование, мячи, скакалки, обручи. Двигательный режим – это совокупность двигательной активности данного человека в течение определенного периода времени. Двигательный режим в дошкольном образовательном учреждении включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно:
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. Современные требования предполагают разработку такой модели двигательного режима детей дошкольного возраста, в которой должен быть представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены особенности их организации. В.Н. Шебеко в своей работе «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» называет следующие общие требования к построению двигательного режима:
Двигательные нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям ребенка и иметь в течение дня волнообразный характер. Самые высокие нагрузки приходятся на время первой прогулки. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей. Это время до завтрака и перед занятием (особенно если оно имеет познавательный характер). С осторожностью следует подходить к физическим нагрузкам непосредственно после дневного сна. Целесообразно предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для движений. Процентное соотношение организованной и самостоятельной форм деятельности в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста разное, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она должна занимать наибольшую часть времени в режиме дня, является наименее утомительной из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свои двигательные умения, привносит их в творческую игру, учится регулировать двигательное поведение. Количество и продолжительность организованных физкультурных мероприятий в двигательном режиме зависит от возрастной группы, физического состояния детей, специфики образовательного процесса в дошкольном учреждении. Необходимо индивидуализировать физические нагрузки, учитывая интересы и возможности детей. С опорой на работу В.Н. Шебеко, О.А. Ерошевская основными требованиями к организации двигательного режима в дошкольном образовательном учреждении называет [16]: 1. Рациональное сочетание разных видов занятий. Рациональное сочетание разных видов непосредственно образовательной деятельности и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования. Организованная двигательная деятельность в режиме дня дошкольного образовательного учреждения должна быть построена так, чтобы дети как можно более эффективно использовали время бодрствования для своего развития. Каждая из данных форм имеет свою структуру и содержания. Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. Дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей). Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре. С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе. При планировании занятий необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребенка. Важным компонентом двигательного режима является занятия по физическому развитию, которому уделялось особое внимание. При проведении занятий по физической культуре, учитывают возраст детей для них проводились игры с доступным сюжетом. В вводную часть включены упражнения, которые мобилизировали внимание детей, подготавливали к выполнению предстоящей двигательной нагрузки, это является небольшой разминкой. В основную часть включен комплекс общеразвивающих упражнений. Особое внимание уделено исходным положениям, так как это влияет на общую нагрузку, на формирования разных мышечных групп. В заключительной части, после подвижной игры, включали игры и игровые упражнения малой интенсивности. Одним из компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика, она хоть и не продолжительная по времени, но имеет большое значение в жизни ребёнка. Использовали разные варианты утренней гимнастики, детям очень нравится сюжетная гимнастика Гимнастика на подвижных играх. Кроме утренней гимнастики проводилась гимнастика пробуждения, которая начинается сразу в кроватках, в неё были включены имитационные упражнения Особое внимание уделяется организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке. Подвижные игры на прогулке проводятся дважды в день, утром и вечером. Детям очень нравятся подвижные игры с сюжетами и обусловленные роли, некоторые игры проводились с подгруппами детей, это зависит от характера игры и от тех задач, которые были поставлены при проведении данной игры. Иногда целесообразней провести игру с подгруппой детей, чтобы включить в неё малоактивных детей, чтобы они не зябли на прогулке, или с детьми, которые отстают в каком-либо движении. Малыши в первое время лучше включаются в игру с небольшими подгруппами поочередно, одну часть группы, затем другую. Физкультурный досуг – один из видов активного отдыха. Длительность физкультурного досуга не должна превышать двадцать минут. Задачи физкультурного досуга состоят в том, чтобы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость от ощущения свободы и красоты собственных движений в играх, забавах, аттракционах, танцах и хороводах, играх с пением. Ребенок наиболее успешно осваивает физические упражнения именно в общении со взрослом, наблюдая за его действиями и подражая им. Ребенок охотно подражает тем людям, которые ведут себя по отношению к нему доброжелательно; он особенно прислушивается к замечаниям такого взрослого. При этом объяснения взрослого ребёнок понимает лучше, если видят, как взрослый выполняют упражнения и одновременно двигается сам.
Важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Эффективность учебных занятий по физической культуре зависит от правильного распределения детей по подгруппам в зависимости от их уровня двигательной активности. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.
|