Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Кинезиологическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Здоровье
Автор: Акимова Светлана Валерьевна   
08.11.2020 21:25

Кинезиологическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУКинезиологическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Акимова Светлана Валерьевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 80» г. Чебоксары Чувашской Республики

Аннотация: Проблема оздоровления детей требует комплексного подхода и введению новых методов технологий работы в ДОУ. Кинезиология является одним из видов здоровьесбережения. Данная методика позволяет скрытие способности ребенка, расширять возможные границы головного мозга.

Ключевые слова: кинезиология, здоровьесбережение, технология.

Одной из основных задач на протяжении многих лет в нашем ДОУ, является воспитание здорового ребёнка с учётом психологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий.

 

В соответствии с ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направленны на развития физических и психофизиологических качеств, на сохранения здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующею и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи кинезиологии:

  • Развития межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развития общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряжённости.
  • Создания положительного эмоционального настроения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  • Упражнения необходимо проводить с детьми ежедневно. Сначала детям с раннего возраста необходимо выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно без пропусков.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуются точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя.
  • Упражнения проводятся по специальным разработанным комплексам.
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет две-четыре недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создаёт определённый настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Все комплексы подбираются вместе с воспитателем, учитывая возрастные особенности детей. В комплексы включены упражнения для развития мелкой моторики, дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица, кистей рук, стоп и шейного отдела), упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела.

Виды кинезиологических упражнений:

  • Упражнения для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).
  • Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).
  • Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата).
  • Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).
  • Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятия, развивают межполушарные взаимодействие и повышают энергетизацию организма).
  • Массаж (воздействует на биологически активные точки).
  • Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).

Немного поподробнее хочу остановиться на некоторых кинезиологических упражнениях, которые я использую в своей работе.

Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.

Большинство из нас выполняют ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Литература:

  1. Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: СоДействие центр практической психологии – Режим доступа: http: //kinhelp. ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/
  2. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом. рф – Режим доступа: http: //tao-online. net/gimnastika-mozga/.
  3. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа: http://stf-smtu. ru/index. php? option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.
  4. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети Будущего – Режим доступа: http: //www. deti-budushego. com/node/217.
  5. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология – Режим доступа: http: //creativekinesiology. ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год