Сохраним здоровье детям… |
Здоровье | |||
Автор: Егорова Людмила Александровна, Анохина Татьяна Александровна, Локтева Наталья Юрьевна, Цепилова Ирина Александровна, Халитова Альбина Фаритовна | |||
10.12.2015 19:17 | |||
Сохраним здоровье детям… Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем коллективом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа всего педагогического коллектива по оздоровлению и укреплению здоровья детей может дать необходимый эффект. К тому же одной из первых задач, на который направлен ФГОС ДО является задача по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области.
Как же рассматриваются в психолого-педагогической, методической, физкультурной и музыкальной литературе понятие –здоровье сберегающие технологии? Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:
Классификация здоровьесберегающих технологий: 1 группа – медико-профилактические
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов. 4 группа — технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. 5 группа — технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. Всю работу педагогического коллектива нашего детского сада мы строим по принципам:
Таким образом, вся организация здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта Система оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Одним из важнейших средств развития и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта. Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей. В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, в дизайне используются элементы различных техник (коллажи из плёнки, игровые макеты, модули и др.), что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей. Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей. Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности. Во всех возрастных группах нами используется полифункциональное игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По нашим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается нами в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды. В группах детского сада организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Это уголки приветствия (стенд «Здравствуй, я пришел!», стенд «Мое настроение»), уголки достижений ( «Цветок успехов», «Звезда недели», «Копилка добрых дел»), уголок гнева ( «Коврик злости», «Коробочка гнева и раздражения», «Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», «Ковер дружбы), уголок поздравлений, зоны воды и песка, зона уединения, уголок сенсорного развития. Физкультурно-оздоровительная среда в группах детского сада включает в себя наличие нестандартного оборудования, оборудование для корригирующей гимнастики ( «Массажная дорожка», «Массажеры», «Массажные рукавички»), оборудование для закаливающих процедур, атрибуты к подвижным играм. Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по нашему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса. Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, для релаксации, для динамических пауз и комплексов утренней гимнастики; в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в оздоровительном процессе. Вообще, в нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми:
Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.). В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Выпуск в школу», спортивные развлечения. Нами используются в работе с родителями такие методы, как:
- Беседы на тему «Оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях - Индивидуальные консультации
- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему - Консультации - Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка - Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий. Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:
|