Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сохраним здоровье детям…
Здоровье
Автор: Егорова Людмила Александровна, Анохина Татьяна Александровна, Локтева Наталья Юрьевна, Цепилова Ирина Александровна, Халитова Альбина Фаритовна   
10.12.2015 19:17

Сохраним здоровье детям…

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем коллективом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа всего педагогического коллектива по оздоровлению и укреплению здоровья детей может дать необходимый эффект. К тому же одной из первых задач, на который направлен ФГОС ДО является задача по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области.

 

Как же рассматриваются в психолого-педагогической, методической, физкультурной и музыкальной литературе понятие –здоровье сберегающие технологии?

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-профилактические

  • организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии

  • развитие физических качеств
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика заболеваний

3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

4 группа — технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5 группа — технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Всю работу педагогического коллектива нашего детского сада мы строим по принципам:

  • принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
  • принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип безопасности – не навреди

Таким образом, вся организация здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта

Система оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Пальчиковые кинезиологические игры
  • Музыкально – ритмические движения
  • Ритмопластика
  • Кинезиологические, валеологические распевки
  • Коррекционные технологии
  • Артикуляционная гимнастика
  • Психогимнастика
  • Арттерапия
  • Вокалотерапия
  • Применение сухого бассейна
  • Песочная терапия
  • Сказка терапия
  • Су-Джок терапия
  • Релаксация
  • Динамические паузы
  • Гимнастика для глаз

Одним из важнейших средств развития и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта.

Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, в дизайне используются элементы различных техник (коллажи из плёнки, игровые макеты, модули и др.), что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности. Во всех возрастных группах нами используется полифункциональное игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По нашим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается нами в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

В группах детского сада организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Это уголки приветствия (стенд «Здравствуй, я пришел!», стенд «Мое настроение»), уголки достижений ( «Цветок успехов», «Звезда недели», «Копилка добрых дел»), уголок гнева ( «Коврик злости», «Коробочка гнева и раздражения», «Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», «Ковер дружбы), уголок поздравлений, зоны воды и песка, зона уединения, уголок сенсорного развития.

Физкультурно-оздоровительная среда в группах детского сада включает в себя наличие нестандартного оборудования, оборудование для корригирующей гимнастики ( «Массажная дорожка», «Массажеры», «Массажные рукавички»), оборудование для закаливающих процедур, атрибуты к подвижным играм.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по нашему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, для релаксации, для динамических пауз и комплексов утренней гимнастики; в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в оздоровительном процессе.

Вообще, в нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми:

  • Сделана подборка кинезиологических пальчиковых игр для каждой возрастной группы
  • Систематизированы упражнения по дыхательной и ритмической гимнастике для каждой возрастной группы
  • Создана предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели
  • Подобран наглядный материал для воспитателей, родителей.
  • Разработаны консультации для педагогов и родителей.

Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.). В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Выпуск в школу», спортивные развлечения. Нами используются в работе с родителями такие методы, как:

  • Анкетирование

- Беседы на тему «Оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях

- Индивидуальные консультации

  • Организация обратной связи «Почтовый ящик»

- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему

- Консультации

- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:

  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
  • способствует формированию потребности в двигательной активности,
  • способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

     

  • Старший воспитатель – Халитова Альбина Фаритовна
  • Музыкальные руководители – Локтева Наталья Юрьевна,
  • Цепилова Ирина Александровна.
  • Инструктор по физической культуре – Егорова Людмила Александровна.
  • Педагог – психолог – Анохина Татьяна Александровна.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год