«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками». |
Здоровье | |||
Автор: Левкина Т.А. | |||
12.12.2015 20:45 | |||
«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками». Воспитатель: Левкина Т.А. Здоровье – одно из главных ценностей в жизни. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка. Поэтому, в работе с детьми следует применять здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерб здоровью детей.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте используются следующие методы и приемы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду рекомендуется проводить динамические паузы – это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Ежедневно включать подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой сос средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются тренажеры. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья проводиться массаж и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы). В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды, как профилактика простудных заболеваний рекомендуется точечный массаж (упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие). Ежедневно с детьми проводить утреннюю гимнастику; гимнастику после сна (в её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание); оздоровительную гимнастику босиком под музыку (главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола). Один раз в неделю проводить игровые занятия по теме: «Здоровье», где у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья. По технологии обучения здоровому образу жизни используются так же физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета); спортивные развлечения, праздники; день здоровья; СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. 3. Коррекционные технологии Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед. «Музыкотерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности. Релаксация – это один из приемов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. В группе рекомендуется приобрести картотеку музыки разного характера. Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический, терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становиться интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Коррекция поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры. Например, изучать правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям, можно из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения и игра. Для оздоровления детей в группе рекомендуется оборудовать «Уголок здоровья», оснащенный как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием:
В процессе организации здоровьесберегающего пространства ДОУ следует использовать разнообразные формы работы: открытые нод-занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания; консультации; нод-занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; папки-передвижки, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; анкетирование, совместное создание предметно-развивающей среды. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием родителей, медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Управление образования г. Пензы Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 г. Пензы Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками» Воспитатель: Левкина Т.А. Пенза, 2015
|