«Дикие животные» Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным. Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Образовательные задачи: учить детей составлять описательные рассказы уточнить и закрепить знания детей о животных, их названия, внешние признаки, повадки, способы передвижения, их классификации, строении, питании, о месте обитания. Показать их приспособленность к жизни в лесу. Показать многоцветие и разнообразие мира животных. Формировать умение образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме. Основная образовательная область: коммуникация. Интегрированные образовательные области: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, безопасность, музыка. Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково-исследовательские. Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка. Наглядные средства обучения: картинки диких животных. макеты «Лес». План-схема для рассказывания. Детская энциклопедия. Картинки Для игр «Чей дом?», «Чей хвост?», «Цепочка питания» ,фигурки животных. Словарная работа: активизировать в речи детей слова по теме «Дикие животные». Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных. Формировать умение образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме. Предварительная работа: Рассматривание картин с животными. Чтение рассказов и беседы о животных, чтение энциклопедий. Рисование животных в свободной деятельности. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, художественного слова. Структура 1. Психологический настрой, вводный организационный момент, сюрпризный момент. 2. Игра «Загадки - отгадки». 3. Физкультминутка. Психогимнастика «Мишка косолапый». 4. Игра «Загадки - отгадки». 5. Дидактическая игра «Закончи предложение». 6. Итог занятия Ход непосредственно образовательной деятельности 1.Организационный момент — Ребята ,мне на электронную почту пришло письмо, давайте откроем это письмо (открываем). Это же загадки! Вы любите отгадывать загадки? ( да) ____________________ 2. Игра «Загадки - отгадки». Логопед выставляет картинки животных. — Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее ... (Лиса.) —Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...) —Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?»(по картинкам) (Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных: —У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.) —У лисы длинный нос. —У лисы острые уши. —У лисы короткие усы. —У лисы рыжий хвост. —У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк. б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. (Медведь.) —Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...) —Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.) —Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)
—Как называется жилище медведя? (Берлога.)
—У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.
в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
— Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:
— У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)
— Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)
Дидактическая игра «Чье это?»
— Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая,
густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти.У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый.Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые,больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.
г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой — летом. (Заяц.)
— Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый,)
смелый — трусливый, быстрый — медленный, веселый — грустный, умный — глупый, длинный — короткий.
— У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб,сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.
3.Физкультминутка
Психогимнастика «Мишка косолапый» (под музыку МПЗ) дети выполняют движения в соответствии со словами.
Мишка косолапый по лесу гулял, дети идут имитируя ходьбу медведя.
Для своей берлоги место выбирал рука приложена ко лбу, смотрят в разные стороны
Под сосной высокой землю стал копать, имитируют руками копание
Выкопал берлогу и улегся спать. две ладони вместе положить под ухо.
Звездочки снежинки падали с небес, руками машут вверх-вниз.
Снег покрыл дорожки и дома, и лес. руками машут влево-вправо.
И всю зиму ветер в том лесу шумел, губы трубочкой, дуют
И всю зиму мишка под сосной храпел две ладони вместе положить под ухо.
4. Игра «Загадки - отгадки».
а) Логопед загадывает загадку:
Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)
—Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустра рыжая...)
—Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки ...\
—Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.),маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один(Бельчонок.)
Дидактическая игра «Ч ье это?»
— Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая,рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.
б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.(Еж.)
— Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...)
— Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.)
5.Дидактическая игра «Закончи предложение».
—Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ...ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ...ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.
—Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.
в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.
— Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.
6. Итог занятия Материал для закрепления
I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: волк — волки — волков и т.д.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.Например: белка — белочка и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.У зайца короткий хвост — ... тонкие лапы — ... , короткие лапы — ... , толстые лапы — ... , длинные уши — ... , острые уши — ... , короткие усы — ....
4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья.Берлога медведя. — ...Дупло белки. — ... Логово волка. — ... Морда лисы. — ... Хвост зайца. — ...
5. Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы)
6. Подбор слов-антонимов.
Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.
7.Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за,около.С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.
|