Кемерово МБДОУ №199 Тема: «Былины – как источник, народной мудрости». Цель: Формирование представления детей о былинных героях Руси, их характерах, внешнем виде, доспехах. Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о русских богатырях, о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызывать интерес детей к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за Богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально- художественная. Прогнозируемые результаты: Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление подражать героям былин. Готовы к индивидуальному самовыражению. Эмоционально реагируют на ситуацию. Содержание организованной деятельности:
1. Беседа. Воспитатель: Здравствуйте , люди добрые! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую, да на складную, чтобы красные девицы послушали, а добры молодцы призадумались. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матушкой. Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову. - «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость, а кто же такие богатыри? (Это герои русских былин, защитники земли русской, которые совершали подвиги и прославляли свою Родину) - А каких богатырей вы знаете? (Перечислить) - Кто же придумал эти удивительные былины и как они сохранились до наших дней? (Сочинял эти истории русский народ. Передавались они из уст в уста, так как на Руси в то время не было письменности) - Из былин мы узнали как люди жили в Древней Руси, какие события происходили. Скажите ребята . а наше время богатыри бывают? (Это смелые солдаты, пожарные, олимпийские чемпионы, а у нас в Кузбассе – это шахтёры!) - Много богатырей на земле Русской, а какие качества объединяют их всех? (Сила, смелость, мужество, отвага, выносливость, храбрость ….) 2. Пословицы. - Давайте вспомним пословицы о смелости и отваге русских воинов. -Кто смел, тот на коня сел. - Смелость города берёт. - Богатыри ни с мечом , ни с калачом не шутят. - Храбрый побеждает, а трус погибает. - Не родом богатырь славен , а подвигом. 3. Игра-хоровод «Дуб- дубок» - Кто помнит с каким деревом на Руси сравнивали богатырей? И почему? (Дуб, он огромный . могучий, высокий, крепкий…) - Уходя на битву, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Я вам тоже хочу подарить талисманы (Листочки дуба), чтобы вы были смелыми, сильными, храбрыми , как былинные герои У нас рос дубок- вот таков! Корень его- вот так глубок! Листья его- вот так широки! Ветки его – вот так высоки! Ах ты, дубок, как ты могуч! А на ветру как ты скрипуч! Дай мне силы, отваги ,добра! Чтобы землю родную, Защитить от врага! 4. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри» - Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в стихах и песнях, но и в творчестве художников. Кто написал эту картину? Кто изображен на ней? Куда смотрят богатыри? (Смотрят в даль, не видать ли врагов) - Кто был надежным , верным другом богатырей? (Кони были под стать своим хозяевам ; огромные, огромные, могучие, выносливые…) 5. Драматизация богатырских потешек. - Предлагаю вам облачиться в богатырские доспехи , взять в руки щит и меч и представить себя богатырями! (Дети читают потешки) Если богатырь на страже, Может быть уверен каждый- От врагов защищена Наша матушка- земля! Не скакать врагам по родной земле, Не топтать коням землю русскую, Не затмить им солнце красное И не брать им в плен красных девушек! Ой, вы гой еси, люди добрые, Много ходим мы по родной земле, Охраняем мы землю Русскую, От врагов лютых. Гостей непрошенных, Век стоит Русь, не шатается и века простоит не шелохнется! - Как вы думаете, что нужно делать чтобы стать настоящими богатырями? (Заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, слушаться взрослых, любить свою Родину, не обижать маленьких, помогать слабым…..) 6. Рассматривание богатырских доспехов. - Обратите внимание на то , как одеты богатыри! (Дети перечисляют доспехи, из чего они были сделаны, для чего нужны) - Меч был главным оружием богатырей, его еще называли булавой. Меч был дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну, каждый меч украшали разными узорами. Верили что рисунок сделанный своими руками принесет удачу и послужит оберегом. 7. Рисование узора на рукоятке меча пером. - Предлагаю вам самим расписать рукоятку мяча пером, ведь на Руси не было карандашей, ручек . Давайте вспомним , что изображали на щитах и мечах богатырей? (Солнце. траву, листья, птиц, животных, колосья – которые символизировали богатство…) 8. Итог. - В былинах мы читали о богатырских яблоках. Кто их отведал, тот получал богатырскую силу, никогда не болел и если встречался с врагом, то выходил из боя победителем. Я для вас приготовила эти волшебные яблоки, мне очень хочется, чтобы вы выросли дружными, сильными, здоровыми , не давали в обиду слабых, берегли и прославляли свою Родину.
|