Из истории дидактической игры Дидактические игры существуют много веков. Их первыми создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Цели дидактических игр:
Скачать презентацию к проекту
- Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира. - Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, речь. - Развивать сенсорные способности детей. - Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, играми на компьютере и др.). - Побуждать детей к самостоятельности в игре, осуществляя эмоционально-положительный отклик на игровое действие и материал. - Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творчество и самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность и т.п. - Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях. Дидактическая игра «Детки с ветки» ЦЕЛЬ: - познакомить детей с разнообразием растительного мира - правильно располагать плоды на ветке согласно размеру и цвету - формировать бережное отношение к природе Игровой материал: - Картинки с изображением веток (вишня, дуб, рябина, береза, ель) - муляжи плодов Задание: подберите каждой веточке свой плод Правила: количество играющих 4-5 человек, побеждает тот, кто смог быстро и правильно подобрать ветке свою детку и ответить на поставленные вопросы (по теме). Алгоритм проведения: педагог ставит задачу: Сегодня нам с вами предстоит каждой веточке, найти свой плод. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать плоды к ветке дерева и выполнить задание. Педагог знакомит с правилами игры. Выявляется победитель. В конце игры подводится итог. Советы воспитателю: - В этой игре у детей вызывают трудности названия веток, плодов, поэтому заранее знакомят с ними во время занятий, экскурсий. - Если игра проводится часто, то дети должны обмениваться картинками. Чтобы интерес к игре не угасал, в неё вводят картинки с новыми видами растений. В эту игру можно играть с детьми старшего и подготовительного возраста. Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Игровой материал: макет ёлки, карточки с изображением птиц Задание: разместить птиц на ёлке, слева перелетные, а справа зимующие птицы. Правила: Количество играющих 2 человека. При выборе птиц следует внимательно рассмотреть их (перелетных, зимующих). Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе. Алгоритм проведения: Вначале игры педагог знакомит детей с местом обитания и питания птиц. Предлагает детям внимательно рассмотреть птиц. В конце игры подводится итог. Советы воспитателю: Поскольку дети проявляют большой интерес к подобным играм-занятиям, педагогу не следует при малейшем затруднении спешить и добиться результата. Это прекрасный способ воспитывать у них настойчивость, самостоятельность, целеустремленность. Педагогическое руководство дидактическими играми • По окончании игр необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших отметив тех, кто добился выигрыша. • Дидактические игры используются на занятиях: по развитию речи, ребенок и окружающий мир, формирование элементарных экологических представлений, изобразительной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. • Являясь эффективным средством обучения дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
|