Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей: - обедненный словарь; - часто неверная конструкция предложений; - неспособность связно и последовательно изложить событий; - сбивчивый темп речи. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантии успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Они много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые из них загружены различными престижными студиями, «малышкиными школами». Родители отмахиваются от детских вопросов редко выслушивают их.
Используют в общении с детьми не всегда правильную речь, книги если читаю то не обсуждают. А ребенку крайне необходимо общение . бедная речь ведет к агрессии так как он не может выразить словами то что хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, выразительной речи. Нельзя не учитывать культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека и семьи. Безграмотное выражение небрежная речь, сокращение словаря утрата самого понятия - культура речи. Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном отношении к нему. Овладение родным языком является важным приобретением ребенка в раннем дошкольном возрасте. Одним из основных средств речевого развития является обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений (А. М. Алексеева, В. И. Яшина). Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Обучение родному языку в методике рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и в образовательной деятельности. Говоря об обучении языку в повседневной жизни имеют в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности. Важнейшей формой организации обучения речи в методике считаются специальная образовательная деятельность. Некоторые методисты считают, что следует отказаться от специальных занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготовительной группах как образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте. Задачи же речевого развития нужно решать в других областях образовательной деятельности. С этой точкой зрения нельзя согласиться, она противоречит научным данным о роли и характере обучения родной речи. Целый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности, формируется только в условиях специального обучения: развитие смысловой стороны слова, усвоение системных отношений между словами, овладение умениями связной монологической речи. Необходимость занятий определяется рядом обстоятельств: - без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. А. П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Образовательная деятельность помогает преодолеть стихийность речевого развития, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности; - непосредственно образовательная деятельность помогает реализовать возможности развития речи в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком. - в непосредственно образовательной деятельности внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата; - в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с каждым ребенком, образовательная деятельность в известной мере помогают компенсировать этот дефицит. Своеобразие речевых занятий в том, что на них основная деятельность - речевая, которая тесно связана с умственной деятельностью, с речевой активностью ребенка. Типология занятий учитывает: ведущую задачу (образовательной деятельности по развитию словаря, формированию грамматического строя и т. д.); применение наглядного материала (использование реальных предметов, наблюдений и др.: рассматривание предметов, наблюдение за животными, экскурсии); этап обучения (первоначальный этап обучения, его закрепление или автоматизация); дидактические цели (непосредственной образовательной деятельности по сообщению нового материала, закреплению знаний, обобщению и систематизации, контрольную образовательная деятельность, комбинированную образовательная деятельность, интегративную образовательная деятельность, комплексную образовательная деятельность), количество участников (групповые, индивидуальные, фронтальные). Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи должны отвечать общим методическим требованиям: - тщательная предварительная подготовка к образовательной деятельности; - определение оптимальной нагрузки (соответствие материала образовательной деятельности возрастным возможностям умственного и речевого развития детей); - воспитательный характер образовательной деятельности; - эмоциональный характер образовательной деятельности; - четкая структура образовательной деятельности; - четкий побор программного материала, задач, средств и методов работы; - обеспечение повторности материала, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы; - обеспечение речевой активности каждого материала; - учет результатов непосредственно образовательной деятельности. Под методическими принципами понимают общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Он» отражают специфику обучения родной речи, дополнят систему общедидактических принципов и взаимодействуют с ними и друг с другом. В методике развития речи определены методические принципы обучения родной речи. Основными среди них следует признать: · Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развиты, детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. · Принцип коммуникативно - деятелъностного подхода к развитию речи. Он основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели речевого развития детей и является одним из главных. · Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье - неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Здесь проявляется способность запоминать и использовать новые языковые единицы в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. С развитием чувства языка связано формирование языковых обобщений · Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Он основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений. · Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи - процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком. · Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающая потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений. · Принцип обеспечения активной речевой практики детей. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки. Речевая активность - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. При работе над речью следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон, субъект-субъектные отношения, индивидуально-направленные приемы, широкое использование наглядного материала, игровых приемов, смена видов деятельности, задания, обращенные к личному опыту, и др. Итак, педагог детского сада должен владеть методикой проведения занятий, соответствующей общедидактическим и методическим принципам, умением взаимодействовать с детьми с учетом характерной для них формы общения.
|