Подготовлена учителем- дефектологом (тифлопедагогом) Лезжовой О.В.
Учителем-логопедом Каретниковой Е.И 2011-2012 г. г. Москва Комплексные нарушения психофизического развития ребенка. Патологии системы зрительного аппарата- Органические патологии органа зрения; Слепота, остаточное зрение; Нарушение рефракции; амблиопия; косоглазие; Нарушение вспомогательного аппарата; Сенсо – ментальные нарушения Патологии ЦНС Отставание в психической деятельности – олигофрения, ЗПР;
Скачать презентацию
ММД(синдром дефицита внимания, гиперактивность); Поведенческие нарушения (аутического типа, эписиндромальные признаки); Факторы, определяющие психофизическое развитие ребенка с комплексным и нарушениями. Степень дефекта. Насколько поражены системы организма ,насколько затронуты функции систем, каков прогноз развития. Степень проявления внутрисистемных и межсистемных отклонений. Время появления дефекта. Сочетание патологий между собой. Начало коррекционной работы. Внутрисистемные и межсистемные вторичные отклонения. Внутрисистемные при нарушении органа зрения появляются различные вторичные отклонения: искажение зрительного восприятия, недоразвитие или нарушение глазодвигательных функций и бинокулярного, стереоскопического зрения, недостатки прослеживающей функции зрения, искажение в оценке пространственного положения предметов, их частей. Перечисленные отклонения носят внутрисистемный характер в данном случае - это система зрительного аппарата.
Внутрисистемные и межсистемные вторичные отклонения. Внутрисистемные при нарушении ЦНС появляются отклонения в психическом развитии Замедленное и искаженное восприятие, Неустойчивость и низкий объем внимания; Нарушено качество запоминания и воспроизведение изученного материала; Страдают все стороны речевого развития. Затруднены мыслительные процессы; Все психическое развитие ребенка происходит на неполноценной дефектной основе. Внутрисистемные и межсистемные вторичные отклонения. Межсистемные при нарушении работы систем организма появляются различные межсистемные отклонения: Поведенческие нарушения, Недоразвитие эмоционально-волевой сферы; Недоразвитие личностных качеств; Низкий уровень работоспособности; Плохая обучаемость; Снижение психической активности( познавательный и мыслительный процессы)
Реализация комплексного подхода при развитие и обучение детей с комплексными нарушениями развития. Необходимость изучения структуры дефекта и их сочетания позволяющая при планировании коррекционно-педагогической работы учитывать индивидуальные особенности, сформированные навыки и умения, компенсаторные возможности каждого ребенка. Возникает необходимость целенаправленной разработки образовательного маршрута и способов управления, реализации перспективного плана развития и обучения.
Задачи дошкольного периода: развитие психических функций и познавательной деятельности детей в процессе дошкольного обучения и развития;
компенсация дефекта;
коррекция вторичных отклонений психофизического развития детей; организация целенаправленного процесса развития, обучения и воспитания; Адаптация ребенка в «социум»
Основные коррекционно-педагогические направления в работе. Пропедевтическая работа с родителями ребенка; Обучение способам взаимодействия и развития.
развитие эмоционально-волевой сферы;
Фото мозаика Развитие тактильного восприятия, алгоритма осязательного обследования.
Совместная работа специалистов( учителя-логопеда, музыкального руководителя) и родителей. Пальчиковые гимнастики развивают зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук и артикуляционную моторику. Использование тактильно-кинестетической стимуляции и включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова с использованием модульных блоков оптимизирует процесс автоматизации звуков. Зрительные гимнастики используются для развития зрительно –пространственного анализа и синтеза. Увеличительный прибор « Топаз» используется для развития сенсорно - перцептивной деятельности . Применение компьютерной речевой игры « Развитие речи Учимся говорить правильно». Направлено на :развитие слухового восприятия, обучение правильному произношению звуков, развитие связной речи. Проблемы, возникающие при развитии и обучение детей имеющих патологии психофизического развития. Конфликтные ситуации и проблемы возникающие при работе с данными детьми проблемы Необходима помощь медицинских специалистов: врачей психоневрологов, клинических психологов, массажистов. Необходимость создания специальных методик для детей с особенностями в развитии. Необходимость привлечения в работу ИКТ ( инновационные компьютерные технологии).
Причины появления: Возможные пути решения. ВЫВОД:
|