Программное содержание: Познакомить детей со звуком и буквой «У», «у». Учить слиянию букв в один слог. Учить детей определять на слух слова с заданным звуком. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У». Материал демонстрационный: касса букв большого формата, картинки филин, паровоз Материал раздаточный: касса букв Ход занятия. Дети рассаживаются на подушки на полу. Воспитатель: (рассказывает историю, постепенно вывешивая героев на фланелеграф) Однажды Слыш и Буковка гуляли и подошли к лесу. Вдруг Слыш расставил свои большие уши и прислушался. - Ты ничего не слышишь? – спросил он у Буковки. - Нет, - ответила Буковка.
- Кто-то кричит в лесу, вот так: «У – у – у». - Да это же мой друг филин тренируется, - догадалась Буковка. То он ухает громко, вот так: «У – У – У», то тихонечко: «у – у – у». А потом друзья услышали, как где-то вдалеке загудел паровоз. Сначала тихо, а потом все громче и громче. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой звук издавали и филин, и паровоз? (Звук «У»). Звук «У» произносится голосом, губы складываем трубочкой. Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает, значит, звук «У» гласный. Воспитатель: Звук «У» какой? (гласный). Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву видим). Давайте мы все вместе произнесем звук «У». Сначала мы произнесем его протяжно, как паровоз, а потом прерывисто, как филин. Игра «Поймай звук в слове». Слыш и Буковка приглашают вас поиграть с новым звуком. Буковка будет называть разные слова, а вы хлопать в ладоши, когда услышите звук «У». Слова: УЛЕЙ, УЛИЦА, АИСТ, ОСЫ, УЛИТКА, ИГЛЫ, УТРО, АСТРА, УТЮГ, ОСЛИК, ИГРЫ, УТКА. После игры Слыш попросил Буковку написать букву «У». Она взяла волшебный карандаш и листочек бумаги, который носила всегда с собой, и написала сначала большую букву «У», а рядом – маленькую. А потом она прочитала стишок: Буква У как будто ушки У зайчонка на макушке. (В. Савичев) Рассматривание заглавной и строчной буквы, их сравнение. Воспитатель: На что похожа буква У? Давайте напишем букву У пальчиком в воздухе. Физкультминутка Рот пошире открываем. Руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперед. И руки вперед. Игра «Эхо». Воспитатель: Ребята, Слыш и Буковка придумали новую игру, которая называется «Эхо». Представьте себе, что мы вошли в лес. Мальчики зашли за деревья и не видят девочек. Вот мальчики посоветовались между собой и решили позвать девочек. Они придумали замечательную песенку – «искалочку». Она поется вот так: сначала долго тянем звук «аааа», а потом звук «уууу». Крикнем хором: «Ау». Еще раз! Молодцы! Девочки услышали мальчиков и отвечают им: «Аууу». Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило. Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, одновременно выставляя буквы. Воспитатель: Какой первый звук? Какой второй? Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово. Смотрите и слушайте внимательно, как я это делаю. Воспитатель ведет указкой под первой буквой и произносит звук «а», когда переходит к другой букве, начинает произносить звук «у»: аа-уу. Дети хором произносят слово 2-3 раза. Затем несколько детей по очереди читают это слово вслух. Воспитатель следит, чтобы никто «не обгонял» указку и «не отставал» от нее. Затем дети самостоятельно выкладывают слово «ау» в своих кассах. Игра «Напиши букву». Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами стихотворение, которое рассказала нам Буковка про букву «У». (Проговаривают). А сейчас мы напишем букву «У» в наших красивых тетрадях. Итоги занятия. - с какой буквой мы сегодня познакомились на занятии? - какой звук она обозначает? - какие новые слова со звуком «у» мы сегодня узнали?
|