Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Развивать творческие способности, умение находить и применять нужный материал (природный, бросовый, ткань, бумагу и др.) . Воспитывать любовь к искусству, желание изготавливать предметы декора своими руками, уважение к мастерам – умельцам, бережное отношение к изделиям. Продолжать развивать умение импровизировать под музыку. Предварительная работа. 1. Рассматривание журналов, книг, иллюстраций, ознакомление с различными способами работы с подручным материалом. 2. Ознакомление с инструментами для работы, уточнение способов работы с ними и применение на практике. 3. Инструктирование детей по технике безопасности. 4. Изготовление поделок детьми, воспитателями, родителями. 5. Подготовка поделок к выставке (название поделки, автор).
Оформление помещения и выставки. Выставка организуется в спортивно-музыкальном зале ДОУ. По периметру зала выставляются экспонаты, классифицируются по материалу. Используется проектор для показа слайд-шоу. Взрослые (рукодельницы) – воспитатели и родители (4 человека) занимают места у своей части выставки (шитье из ткани, различные аппликации, вязание , поделки из ниток, поделки из бумаги, картона, бросового материала,поделки из кожи, соленого теста, пластилина, природного материала и т.п.) Ход: Выставка начинает свою работу в 9.00 для детей. Каждая группа посещает в порядке очередности. С 15.00 до 18.00 выставка открыта для родителей и учащихся начальной школы. Дети приходят на выставку. Ведущий ( старший воспитатель, методист ДОУ) проводит блиц-опрос: *Что называют выставкой? (это публичная демонстрация достижений человека в какой либо области). *Что показывают на выставках? (картины, драгоценности, новые книги, медицинское оборудование, мебель и т.д.) *Что обозначает название нашей выставки «Наши руки не знают скуки»? *Кто принял участие в выставке? Что изготовили? Из чего? Далее ведущий исполняет контролирующую и сопровождающую роль. Группа детей разделяется на две-три подгруппы, которые сопровождают воспитатель, помощник воспитателя, ведущий и начинают осматривать экспонаты выставки. Воспитатели, рассказывая о том или ином экспонате , используют следующую информацию (и другую , по необходимости): Изделия из кожи «Кожа – уникальный природный материал, без которого трудно обойтись в повседневной жизни. Мы одеваемся в кожаную одежду, предпочитаем кожаную обувь. Сумки, перчатки, пояса, браслеты, броши, заколки – это разные модные аксессуары из кожи. «Из кожи юбка и пальто И куча сношеных сапог, Давно уж стало всё не то, Вещам, увы, приходит срок» Выбрасывать старые кожаные вещи не спешите. Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям / рассматривают поделки из кожи/». Вышивание « Это старинный вид рукоделия. Назначение этого декоративно-прикладного искусства – украшение и оформление нашего быта, интерьера помещений. Для вышивания вручную что требуется ? (ответы детей) Правильно, ткань, нитки, и инструменты: набор игл, ножницы, наперсток, пяльцы, линейка, сантиметровая лента. Современная вышивка выполняется не только вручную, но и на швейной машинке /находят вышивку, рассматривают/» Плетение из лозы «Лоза – это кора ивовых прутьев, срезанная лентами. Изделия из лент равной ширины и толщины имеют красивый вид, легки , аккуратны и элегантны. Найдите плетеные поделки» Макраме « Это узелковое плетение. Макраме не требует специального приспособления или инструмента, ведь основным «орудием производства» являются умелые руки – плетение осуществляется просто пальцами из-под который выходят изумительные изделия. Плетеными изделиями украшают помещения. Вспомните, что у нас в группе сплетено из ниток? (кашпо для цветов)» Изделия из природного и бросового материала « Поделки из природных материалов – это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Сегодня во многих странах проводятся выставки работ из природных материалов, которые открывают людям красоту и изысканность природы. Украшение предметов обихода корой деревьев, корнями и сучками, шишками и орехами, сухими листьями и цветами берет свое начало в глубокой древности. Изделия из природного материала просты в изготовлении, несложные в обработке и имеют особенную привлекательность. Кроме того поделки тем хороши, что все они неповторимы, индивидуальны. Ведь в природе нет двух абсолютно одинаковых камешков или шишек. А если прибавить к этому фантазию, то каждое изделие становится уникальным. С бросовым материалом можно пофантазировать, флаконы и бутылочки из-под напитков подсказывают своей формой, что из них можно легко смастерить / дети рассматривают шумовые инструменты /» Поделки из соленого теста, глины, пластилина «Из этих материалов можно вылепить сложные объемные изделия: сказочных птиц, драконов. Предметы получаются с ровыными краями, гладкие, с красивыми изгибами. Вспомните, что мы свами лепили из соленого теста? (сувенирные подковки) Взрослые, принимающие участие в демонстрации своего рукоделия, отвечают на вопросы , спрашивают детей о назначении того или иного предмета, изделия, инструмента для помощи в изготовлении. Воспитатель – рукодельница показывает вязание на спицах. Она, задавая вопросы детям, собирает информацию о данном виде рукоделия ( «Что я делаю? Чем я пользуюсь при этом? Как я это делаю? Что может получиться в результате?»), загадывает загадки: - Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, Покачусь и под комод (клубок ниток) - Две стройные сестрицы В руках у мастерицы Весь день ныряли в петельки... И вот он – шарф для Петеньки! (спицы) Показывает разного вида вязальные спицы и крючки, обращает внимание на поделки, связанные по – разному – спицами и крючком. Родитель - портниха, показывает швейную машинку и работу на ней, рассказывает из истории возникновения швейных машинок. «Швейная машинка изначально была создана для сшивание корабельных парусов. Стежки, которые она делала, были похожи на стежки вручную. Раньше машинка шила ткань вертикально и только спустя много лет придумали расположить ее горизонтально, стали использовать прижимную лапку и две нитки. Нижняя нитка наматывается на шпульку, которая вставляется вовнутрь машинки (показывает). С помощью швейной машинки можно быстро сшить нужную вещь , можно вышить красивую скатерть». И про иголку есть рассказ: «Первые иголки были из кости и без ушка, а с загнутым кончиком . В Англии стали делать иголки с ушком. У богатых и знатных людей иголки были серебряные, а вот из золота их не делали, потому что золото белл мягкий материал, чем серебро и такие иголки быстро ломались».«Что на выставке сшито на швейной машинке, покажите. Как вы поняли это?» «На поляне шерстяной Пляшет тонконожка, Из-под туфельки стальной Выползает стежка» (Иголка в швейной машине) Родитель спрашивает детей о технике безопасности при работе с иголкой. Следующая рукодельница показывает технику работы с разной бумагой, быстро изготавливает бумажную поделку. По ее просьбе дети находят предметы из бумаги; она рассказывает историю создания ножниц. Загадывает загадки: «Два кольца, два конца, посередине гвоздик» - что это (ножницы). «Инструмент бывалый- не большой, не малый, У него полно забот: он и режет и стрижет» (ножницы). «Смотрите, мы раскрыли пасть, в нее бумагу можно класть, Бумага в нашей пасти разделится на части» (ножницы) История возникновения ножниц «Было время, когда даже взрослые ножниц не знали, потому что их еще не изобрели. Когда требовалось что- нибудь разрезать, брали нож. Но вот 3500 тысячи лет назад кто-то соединил два ножа и их ручки пружинящим мостиком. Получились первые ножницы для стрижки овец. Прошло еще 1500 лет и мостик заменили на гвоздик (показывает иллюстрации). Ножницы бывают разные – для перекусывания проволоки, разрезания металлических листов, отворачивания тугих гаек, специальными ножницами гнут гвозди, портновскими – кроят платье, маникюрные ножницы используют для ногтей, овечьими – стригут овец. Ножницы используют всюду – в хирургическом кабинете, в гараже, в депо, на космическом корабле, на швейной фабрике и, конечно, в детском саду и в школе». Воспитатель задает вопросы на знание детьми безопасного обращения с ножницами. Дети заканчивают осмотр выставки. Музыкальный руководитель приглашает их встать в круг и взять вязаные игрушки из корзинки, рассмотреть их , ответить на вопрос «Из чего сделана игрушка? Каким способом?». Музыкальный руководитель предлагает танцевать с игрушками. придумывая движения, либо « игрушки учат друг друга танцевать». Звучит песня «Волшебная страна» муз. А.Варламова. По желанию детей можно вспомнить танец с шумовыми инструментами «Чунга- чанга» муз. Шаинского. Ведущий спрашивает, знают ли дети пословицы о труде: (предлагаемые пословицы) *Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. *Рукам работа –душе –праздник. *Каков мастер, такова и работа. * Умелые руки не знают скуки. *Семь раз примерь, один раз отрежь. Воспитатель вносит «Чудесный мешочек» и предлагает поиграть. Цель игры: Развивать тактильное восприятие, умение описать предмет, фантазию. На ощупь определить, что лежит в мешочке, назвать. Вынуть из мешочка и рассказать, что из этого материала можно смастерить. Ведущий предлагает просмотреть слайд- шоу о том, как весь детский сад мастерил поделки и говорит , что наша выставка работает весь день, и , когда за детьми придут родители, мы приглашаем их посетить выставку. Ведущий: «Вы сегодня увидели много интересного. Расскажите своим родителям и друзьям, какая поделка понравилась каждому из вас и почему. Я хочу, чтобы вы знали, что и в нашем селе Филимоново и в детском саду много взрослых и детей, которые умеют мастерить, создавать красоту своими руками. Когда вы вырастете, станете взрослыми и будете посещать разные выставки, вы увидите, как богата наша Россия талантливыми людьми. Наша встреча подошла к концу, всего вам доброго!»
|