Цель занятия: Познакомить детей с жанром опера, учить различать характер музыки, побуждать к активному восприятию музыкального произведения, вызвать эмоциональную реакцию. Материалы: Диск с записью марша Черномора и арией Людмилы, иллюстрации, фотографии А.С.Пушкина, М.И.Глинки, книга А.С.Пушкина с поэмой «Руслан и Людмила». Предварительная работа: Чтение поэмы А.С.Пушкина « Руслан и Людмила», рассматривание иллюстраций в книге, беседа, рисование. Словарная работа: Опера, ария, декорации.
Ход занятия: Воспитатель: – Сегодня мы с вами познакомимся с оперой. – А что такое опера? Кто- нибудь знает?
Опера это музыкальный спектакль. В отличии от обыкновенного спектакля в опере не говорят а поют. Почему так? А потому, что пением можно лучше выразить настроение. А настроение очень важно - человек всегда в каком либо настроении. Вот два мальчика поссорились, подрались из за игрушек и плачут. Настроение у них плохое. Мамы долго нет, нам скучно, грустно. Мама приходит и все веселы и довольны. Настроение похож на погоду, то веселое, то грустное, печальное. Вы знаете, музыка она волшебница, она чарует людей, она способна передать любое настроение. В опере есть декорации, актеры играют в костюмах, в гриме. Все как в обычном спектакле, но главное здесь - музыка. Она настолько сильна, что даже не улавливая слов, нам все понятно что происходит на сцене. В опере музыкальная речь называется - речитатив, есть хор, танцы, соло - поет один человек. Вы все прекрасно знаете А.С.Пушкина (показ его фото), он написал много чудесных произведений: стихотворений, сказок, поэм, баллад... С многими мы знакомы. Мы с вами недавно читали поэму «Руслан и Людмила» (показ книги),рисовали понравившихся героев. Вам понравилась поэма. А вот Иван Михайлович Глинка композитор (показ фото) тоже прочитал и захотелось ему написать оперу « Руслан и Людмила». Сегодня я хочу вас познакомить с двумя небольшими кусочками из нее. Первая это марш Черномора – давайте сначала вспомним как его описывает А.С.Пушкин (зачитать небольшой отрывок из произведения), а сейчас послушаем. Понравилась вам эта музыка? Каким вам представляется Черномор? Дети: – Важный, гордый. Воспитатель: – С помощью чего нарисовал Глинка его портрет? Дети: – С помощью музыки, звуков. Воспитатель: – А что вы можете сказать про музыку, какая она, каким она показывает Черномора? Дети: – Страшный, злой. Воспитатель: – Это марш Черномора, он шагает, музыка громкая, решительная, сильная, отрывистая. А вы заметили что музыка изменилась, стала волшебной, мы слышим колокольчики, представляется богатый, волшебный, красивый замок, полон чудес , волшебства, богатства, изумрудов и бриллиантов. Ребята, а Черномор в опере единственный персонаж, который не поет, он представлен музыкой. И снова музыка повторяется, шагает Черномор (выставляется портрет Черномора) Воспитатель: — Посмотрите на портрет, музыка очень хорошо его обрисовала и вы сразу поняли, какой он. Мы уже говорили, что музыка очень сильная в опере и яркая. – А что вы скажите про эту? Сейчас мы прослушаем арию Людмилы. (включается запись) Воспитатель: – Что вы можете сказать про эту музыку, какая она? Дети: – Грустная, медленная. Воспитатель: – Да, медленная, грустная, печальная, плачущая, протяжная. Вот видите, вы определили что происходит с Людмилой, она тоскует, печалится, грустит в неволе, в плену, в заточении у Черномора. Песня протяжная, похожа на русскую. Ребята, теперь вы поняли, разобрались, что такое опера, это музыкальный спектакль, где музыка главная и рассказывает о том, что происходит в нем, горе или радость, где борьба, мощь богатырская, где потоки солнца, волшебства.
Фадеева Ольга Николаевна Воспитатель в ГОУ детский сад 1121 г. Москвы. Стаж работы - 13 лет.
|