Сборник практических материалов «Играем. Фантазируем. Развиваемся.» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Миронова Лилия Ридвановна | |||
02.03.2024 15:04 | |||
Сборник практических материалов «Играем. Фантазируем. Развиваемся.» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №16 «Тополёк» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края Составитель: Миронова Л.Р. Сборник практических материалов для воспитателей ДОУ по интеллектуально-творческому развитию дошкольников рекомендован к использованию в дошкольных образовательных учреждениях Николаевского муниципального района по решению районного методического совета МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. (Протокол от 12 апреля 2022г.)
Аннотация: в пособии представлены методические разработки дидактических игр, конспекты НОД, наглядные материалы по интеллектуально-творческому развитию дошкольников 3-7 лет. Материал, предложенный в пособии, будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических учебных заведений и родителям. Введение «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка-дошкольника. Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности. Несмотря на разнообразие игр, представленных в современной психолого-педагогической литературе, существует необходимость применения таких форм игровой деятельности, в которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Педагогами нашего сада был наработан богатый методический материал по использованию развивающих игр в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста. Игры были почерпнуты из методической литературы, апробированы, частично скорректированы и дополнены авторскими идеями. Теоретическое описание каждой игры составлено таким образом, чтобы максимально облегчить работу воспитателя, особенно начинающего. Кроме того, к играм представлены образцы наглядных материалов (схемы, иллюстрации, предметные картинки). Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает опыт включения данных игр в сценарии НОД. Выражаем надежду, что предложенные методические разработки привлекут внимание читателя, заинтересуют его и окажут действенную помощь в развитии интеллектуально-творческих способностей детей. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАЗГОВОРЧИВЫЕ ИГРУШКИ» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская. Планируемые целевые ориентиры образования: ребёнок активно участвует в речевых играх, внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает игрушки, слушает комментарии. Обладает необходимыми начальными знаниями об окружающем мире, обладает достаточным словарным запасом, может составить связный рассказ из 3-5 предложений. Цель: стимулирование речевой активности, развитие связной речи, творческого воображения, воспитание бережного отношения к игрушкам. Игровая задача: составить творческий рассказ или сказку, сначала по наводящим вопросам, потом самостоятельно, об игрушке или по составленному сюжету из игрушек и предметов. Подготовка к игре: подготовить одиночные игрушки, можно дать задание детям принести свои любимые игрушки из дома. Создать сюжет вместе с детьми из нескольких игрушек с различными предметами. Методические рекомендации: проводится предварительная работа с детьми: чтение и пересказ сказок, разучивание коротких стишков, описание игрушек. Игровой материал и наглядные пособия: игрушки одиночные или несколько игрушек с предметами для построения сюжета. Содержание игровой деятельности Количество игроков: от 1 до 12 детей На первом этапе можно взять любимые игрушки. Что может рассказать о себе кукла? Зайчик? Например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. Они любят играть в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики? Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами. На втором этапе можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения. «САМОДЕЛЬНАЯ МОЗАИКА» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование, познавательно-исследовательская. Планируемые целевые ориентиры образования: ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, принимает цель, подражает его действиям; доводит начатую работу до определенного результата; обладает необходимыми начальными знаниями об окружающем мире; проявляет стремление к простейшему экспериментированию с деталями конструктора, владеет навыками творческого конструирования; способен комментировать собственные действия и их результат. Цель: развитие зрительного восприятия, творческого воображения, связной речи, мелкой моторики; воспитание усидчивости, старательности. Игровая задача: составить из деталей разноцветной геометрической мозаики заданные образы по схеме, по предметной или сюжетной картинке. Придумать и изобразить свой образ, объединить несколько образов в сюжетную линию. Подготовка к игре: вырезать из цветного картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Разработать схемы различных предметов и сюжетов (рисунок 1). Методические рекомендации: знакомство с сенсорными эталонами (форма, цвет, величина) и сопоставление их с предметами окружающего мира; конструирование из деталей набора «Строитель». Содержание игровой деятельности Количество игроков: от 1 до 15 детей На первом этапе показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху — голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку. На втором этапе дать задание выложить данную воспитателем фигурку или сюжет из геометрической мозаики. На третьем этапе дети сами составляют из мозаики свои задуманные фигурки или сюжеты. «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ — ПОКАЖЕМ» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская. Планируемые целевые ориентиры образования: ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры; проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, испытывает удовлетворение от одобрения взрослыми. Цель: формирование и развитие пантомимических умений, развитие воображения. Игровая задача: отгадать демонстрируемое действие и обозначить его словесно. Подготовка к игре: подобрать картинки с изображением какой-либо деятельности людей (девочка стирает белье, мальчик чистит зубы и т.п.) Методические рекомендации: игра подходит для детей любого возраста, но, использование игры в младшем дошкольном возрасте предполагает ряд особенностей:
В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Содержание игровой деятельности Количество игроков: все дети группы На первом этапе педагог предлагает детям рассмотреть картинки, назвать действия людей. Затем показывает любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а дети отгадывают. На втором этапе пусть кто-то из детей показывает действия, а остальные дети отгадывают. Затем усложняем задание: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). «СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная. Планируемые целевые ориентиры образования: ребенок активно участвует в дидактических играх, обладает необходимыми начальными знаниями об окружающем мире, владеет навыками творческого конструирования. Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, внимания, усидчивости. Игровая задача: Создать условия для ознакомления детей с величиной, размером. Формировать умение определять и называть размер предметов (большой, маленький). Формировать умение сравнивать предметы. Развивать наглядно-образное мышление, восприятие. Подготовка к игре: вырезать из цветного картона геометрические фигуры – заместителей героев сказки. Методические рекомендации: игру можно проводить на материале любой хорошо знакомой детям сказки. Игровой материал и наглядные пособия: кружочки, обозначающие героев сказки «Теремок» (разного цвета и размера). Содержание игровой деятельности Количество игроков: все дети группы На первом этапе воспитатель рассказывает детям сказку «Теремок», называя героя предлагает детям выбрать соответствующий кружок (например, мышка – маленький серый, лягушка – среднего размера зелёный и т.д.). На втором этапе (использовать, начиная со среднего возраста) воспитатель, предлагает изменить концовку сказки. Например, герои решили построить новый большой дом, чтобы всем хватило места, или каждый построил свой домик на полянке, и они ходили друг к другу в гости. Вариантов использования игры много. Можно предложить детям придумать свою сказку, изменив порядок появления героев (например, первой заселилась в теремок лиса), количество и состав героев, и т.д. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РИСУЕМ, ЧЕМ ХОТИМ» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительно-творческая. Планируемые целевые ориентиры образования: ребёнок имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования, активен в игре, проявляет самостоятельность, творчество. Цель: развитие воображения, мелкой моторики, зрительного внимания, образного мышления. Игровая задача: опираясь на рисунок — схему, выложить предмет из разных видов материала. Подготовка к игре: подобрать и разложить по коробочкам обрезки толстых шерстяных ниток разного цвета, пуговицы, спички, бусинки и т.п. Игровой материал и наглядные пособия: набор разнообразных материалов, пластилин, цветной картон, схемы – рисунки для начального этапа игры. Методические рекомендации: перед началом игры рассмотреть материал, поиграть с ним, определить свойства, на начальном этапе предлагаем детям не более трёх материалов. Рассмотреть схемы – рисунки, побеседовать о том, чем может служить, и как может быть использован тот или иной материал при изображении. Когда ребенок легко будет справляться с «рисованием» предметов по схеме, можно будет предложить выложить задуманный образ. Можно выкладывать материалы в произвольном порядке (импровизируя), затем обязательно пофантазировать и увидеть в импровизации какой-либо образ, дополнить его деталями (при необходимости).
|