Влияние подвижных игр на формирование произвольности поведения дошкольников |
Занятия с детьми | |||
Автор: Озерова Наталья Владимировна Надеждина Наталья Анатольевна | |||
29.05.2023 13:49 | |||
Влияние подвижных игр на формирование произвольности поведения дошкольников
Проблема произвольности поведения является классической для психологических исследований. Недостаточное развитие этого качества личности создает ряд определенных трудностей не только в обучении, но и воспитании ребенка, особенно на начальных этапах онтогенеза. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных педагогических средств развития произвольности поведения именно в дошкольном возрасте. В литературе можно встретить разные подходы к развитию «произвольности поведения», но в целом их можно разделить на две основные концепции.
По мнению И.Л. Баскаковой для развития произвольности необходимо сформировать у дошкольника следующие умения:
Лучше всего развитие произвольности происходит с помощью игр. Игра включает оба условия, которые необходимы для формирования и развития волевого действия: мотивированность и с осознанность. Подвижные игры представляют особую ценность для специалистов в области физической культуры, так как не требуют специальной подготовки со стороны детей, в них можно играть в любом возрасте, а правила могут быть изменены для каждой группы детей. В отличие от спортивных игр, подвижные игры легко регулируются и в них можно играть на любой игровой площадке [2]. Подвижная игра с правилами – это сознательная и активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением связанной с правилами задачи, которая возлагается на всех игроков. Подвижная игра – естественный спутник в жизни детей, источник радостных эмоций, обладающих огромной силой. Подвижные игры – традиционный способ обучения [4]. Таким образом, подвижные игры представляют собой универсальный инструмент развития произвольного поведении у детей старшего дошкольного возраста. В подвижных играх, как подчеркивала Г.А. Урунтаева, дети начинают проявлять интерес к соревновательной стороне – соревнованиям в ловкости, скорости, смекалке, смелости, организованности. Подвижная игра – одно из условий развития произвольности поведения. В ней ребенок понимает и познает окружающий мир, в ней развиваются его интеллект, воображение, фантазия, формируются социальные характеристики. Подвижная игра – это всегда творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, а также необходимость найти решение двигательной задачи [5]. Приведем пример игры «Выставка картин». Выбирается ведущий, который назначает среди детей трех посетителей выставки, а другие дети являются картинами. Ведущий дает знак: «Готовьте выставку» и ребята начинают советоваться, какие фотографии будут представлены: вратарь, лыжник, фигурист и так далее. Образ могут представлять двое детей, например: кролик под елкой, грибочек на ежике и т.д. Идею для картины дети выбирают сами. У детей есть определенное время, чтобы выбрать картину, и по сигналу ведущего «Открываем выставку» дети становятся вдоль комнаты, позируя по воображаемым картинам. Избранные посетители просматривают выставку и выбирают те, которые им больше всего подходят. По знаку ведущего «Выставка закрыта» дети покидают образ, принимая любую позу [4]. О.А. Гниденко считает, что наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют. Игра «Фанты» Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу Дети сидят на стульчиках, входит ведущий, изображая походкой мадам и произносит: «К вам приехала мадам, прикатила чемодан. В чемодане том вопросы. «Да» и «Нет» не говорите, черно с белым не берите. Вы поедете на бал?» Ведущий по порядку задаёт вопросы детям, провоцируя запрещенных ответов. Правила: дети отвечают на вопросы, избегая запрещенных ответов. Игра «Скажи наоборот» Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Дети образуют круг, ведущий стоит в центре с мячом в руках. Ведущий кидает мяч любому из участников игры, произнося громко слово, ребёнок должен сказать слово противоположное по значению и бросить мяч обратно ведущему. Правила: отвечает только тот ребёнок, который поймал мяч, другие дети не подсказывают. Ребёнок не сумевший ответить, бросает мяч обратно ведущему, ведущий кидает мяч другому ребёнку, произнося предыдущее слово. Игра «Фанты» Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу. Дети сидят на стульчиках, входит ведущий, изображая походкой мадам и произносит: «К вам приехала мадам, прикатила чемодан. В чемодане том вопросы. «Да» и «Нет» не говорите, черно с белым не берите. Вы поедете на бал?» Ведущий по порядку задаёт вопросы детям, провоцируя запрещенных ответов. Правила: дети отвечают на вопросы, избегая запрещенных ответов [3]. Таким образом, игра с правилами и активное их применение в дошкольном учреждении – эффективный способ сформировать наиболее ценные черты личности, а именно произвольность поведения. При выборе игр необходимо соблюдать определенный порядок и соотношение используемых игр. В каждой игре воспитанник должен полагаться на предыдущий опыт и добиваться успеха в собственном развитии. Развитие произвольности через использование игр с правилами, способствует общему развитию детей и существенно повышает их качество подготовки к обучению в школе, где особенно важным становится умение подчиняться обязательным нормам и правилам в новой системе школьных и социальных отношений. Библиографический список
|